Field 'nick' doesn't have a default value

Особенности этюдной экспозиции в СССР | Журнал «Спорт-регион»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»

В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...

В Увате стартовал сезон большого биатлона

Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...

Имя пользователя:
Пароль:
 Запомнить
Регистрация

Обратная связь

Особенности этюдной экспозиции в СССР

В 20-е годы прошлого века у этюдной композиции в СССР оказались, по сравнению с другими жанрами шахматных задач, наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития. К тому времени уже сложились определенные традиции этюдного творчества, и лучшие отечественные «композиторы» стали их яркими продолжателями. Регулярно стали выходить шахматные журналы с этюдными отделами, которыми руководили такие блестящие мастера своего дела как В. Платов («Шахматы» и «64»), Л. Куббель («Шахматный листок»), Н. Григорьев («Известия»). В 1923 году возобновил творческую деятельность и А. Троицкий, издавший в Берлине собственный сборник «500 шахматных этюдов». В 1925 году его примеру последовали и ряд других советских этюдистов, в целом многообразии собственных работ отразивших состояние всего этюдного творчества того периода.

В середине 20-х советскими этюдистами начался поиск новых идей, получивших условное название «романтизм». Пионерами этого направления стали М. Кляцкин (первый, кому удалось подчинить шахматный материал идее), Ф. Симхович (автор первой классификации темы «позиционная ничья»), А. Гербстман (предложил новые пути идейного обогащения содержания этюда). Все они способствовали стандартному соотношению шахматного материала, характерного для так называемого этюдного классицизма.

В следующем классическом этюде романтизма борьба носит «неконтактный» характер: белые стремятся построить неприступную крепость, черные хотят её разрушить. Воздвигнуть крепость сразу невозможно, нужны тонкие маневры.

                   Ф. Симхович. «Шахматы» (1926)

Ничья

1.Сf6! [Проигрывает прямолинейное1.f6? h2 2.Kрf8 h1Ф 3.Kрg7 Kрd7 4.Сf8 Kрe6 5.Kрg8 Фa8! 6.Kрg7 Kрf5 7.Kрg8 Kрg4 8.Kрg7 Фh1 9.Kрg8 Фxh7+ 10.Kрxh7 Kрxg5 и черные выигрывают] 1…Kрd6 2.Сe7+ Kрc6 3.f6 h2 4.Сf8! h1Ф 5.Сh6! [Этот ход стал возможен из-за перекрытия большой диагонали] Фh2 6.Kрf8 Фb8+ 7.Kрg7
Ничья.


В противовес классическим этюдам ряд авторов (В. Брон, Т. Горгиев, А. Гурвич, М. Либуркин и др.) занялся составлением композиций, где при строгой экономии сил идея преобладает над материалом. Таким образом, содержание этюда все чаще наполнялось острой комбинационной игрой. Так, например, С. Каминер, взяв за основу материал — слон и конь с пешками против двух слонов с пешками, создал целую серию комбинационных этюдов, вошедших в золотой фонд шахматного искусства. Популярностью пользовались и композиции на тему превращения пешек в слабые фигуры с оживленно фигурной игрой, завершающиеся матовым финалом.

                   М. Либуркин. «64» (1935)

Выигрыш

1.Лa2 Сg1 2.Лg2 Kрf3 3.Лxg1 Kрf2 [Ладья скована, но борьба ещё впереди] 4.Лe1 e4 5.Кe6! e3 6.Кc5! e2+ 7.Kрd2 Кf1+ 8.Kрc1 Kрxe1 9.Кd3#.




В 30-х годах все более популярными становились темы замуровывания, этюды маневренного порядка с геометрически четкими движениями фигур, этюды с неоднократным повторением одной и той же идеи (композиции с двумя матами, эхо-патами, многократными жертвами фигур и т. д.). Разрабатывались и старые темы, которые авторы стремились наполнить борьбою сторон. Отличительной чертой советского этюда стало достижение идейного равноправия игры.

В качестве «домашнего задания» хотелось бы предложить читателям один из ярчайших этюдов этого периода, в котором проявились сразу несколько характерных черт советского этюда: естественность начальной позиции, предельная экономия материала, а также оригинальный идейный замысел:

                   А. Гербстман, Л. Куббель (1937)

Ничья

(По материалам «Шахматы — энциклопедический словарь», 1990).




Ответ на задание, опубликованное в № 9 (июль 2007).

1.Сe3+ [1.Kрe4 Лh1! — ничья] 1…Kрb7 2.e7 Лxa3 3.Сa7! Лa1 [3…Kрxa7 4.Kрf4 Лa4+ 5.Kрf5 Лa5+ 6.Kрf6 Лa6+ 7.Kрf7 с выигрышем] 4.Kрf4! Лf1+ 5.Сf2! Лxf2+ 6.Kрe3 Лf1 7.Kрe2 с выигрышем.

 

Ведущий рубрики: Евгений Прокопчук
Рубрики: Шахматы

Ваш комментарий

Автор:
Эл. почта: (не публикуется на сайте)