Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
Благородный рыцарь королевского гамбита
Австрийский маэстро Рудольф Шпильман выдвинулся в число претендентов на первенство мира после первой мировой войны, хотя его первый крупный успех пришёлся на турнир памяти Чигорина (Петербург, 1909 год). Петербургский финансовый клуб, в помещении которого проходил турнир, выделил 4000 рублей в качестве призового фонда. В списке жертвователей, или, как сейчас говорят, спонсоров были князь Демидов-Сан-Донато, сахарозаводчик Терещенко, табачный король Бостанжогло, император Николай Второй и несколько великих князей. 18 юнкеров Михайловского артиллерийского училища пожертвовали по 10 копеек каждый.
Турнир
собрал исключительно сильный состав, по итогам которого 1‑2
места разделили чемпион
мира Эммануил Ласкер
и сильнейший шахматист
Российской империи Акиба
Рубинштейн, а 3‑4
— Рудольф Шпильман
и чех Олдржих Дурас. Этот успех стал прологом серии ярких выступлений
Шпильмана: победа в Вене (1910 / 11), делёж 2‑3
мест с Нимцовичем
в Сан-Себастьяне
(1912), 2 место (следом за
Рубинштейном) в Пьештяни
(1912), виктории в Будапеште
(1913) и Берлине (1914). На
особом месте стоят два победных турнира: в Абации (1912) и Бадене (1914). В
первом все партии начинались ходами 1. e4 e5 2. f4 ef —
принятым королевским гамбитом,
во втором игрокам
предоставлялось право выбирать
между северным, шотландским,
королевским гамбитами и гамбитом Эванса.
Романтичный острокомбинационный стиль венского маэстро, связанный с жертвами,
как нельзя лучше подходил к таким дебютам с нарушенным материальным
равновесием. Сам Шпильман так формулировал своё кредо: «Шахматная партия — не
математическая задача, а борьба, в борьбе же преимущество всегда на стороне
атакующего». «Мы
не в силах противостоять обаянию жертвы, ведь увлечённость жертвами
свойственна натуре шахматиста», — написал он в своей знаменитой книге «Теория
жертвы» (1935). «Хорошая жертва не обязательно та, которая объективно сильна
— главное повергнуть вашего оппонента в смятение!». Великий шахматный
острослов гроссмейстер Савелий Тартаковер назвал Шпильмана «благородным
рыцарем ордена королевского гамбита». Впрочем, в 1923 году сам Шпильман
написал статью «У постели больного королевского гамбита», в которой
признавал, что риск применения гамбитов на высоком уровне слишком высок и не
обещает стабильных практических результатов. Турнирная практика Рудольфа
Шпильмана не раз подтверждала этот тезис. Блестящие победы, призы за
красивейшие партии чередовались с тяжёлыми провалами и депрессиями после
поражений. В
итоге Шпильман пересмотрел свой подход к турнирной борьбе и кардинально
изменил стиль. Турниры в Земмеринге (1926) и Карлсбаде (1929) показали, что
он старается избегать осложнений и подобно Капабланке сводит риск к минимуму,
делая упор на размены и технику эндшпиля, особенно с сильными соперниками.
Тонкое позиционное чутьё, которое он образно назвал «талисманом шахматиста»,
никуда не делось. К немалому огорчению своих многочисленных почитателей, он
перестал играть королевский гамбит. Именно на этот период приходятся его
победы над великим Капабланкой в Бад-Киссингене (1928) и Карлсбаде (1929).
(Шпильман был одним из немногих в мире шахматистов, имевших равный счёт с
Капабланкой: две победы, два поражения при восьми ничьих.) После
войны он выдвинулся в реальные кандидаты на первенство мира. Стокгольм (1919)
— 1 место, Пьештяни (1922) — 2‑3, Теплиц-Шёнау
(1922) — 1‑2, Схевенинген
(1923) — 1‑2, Мерано (1924) —
2, Висбаден (1925) — 2, Вена
(1926) — 1‑2, Магдебург
(1927) — 1, Амстердам (1933) —
2, Шопрон (1934) — 1 место
— это неполный
список его турнирных
послевоенных успехов. Но
наиболее выдающимися достижениями
Шпильмана стали победа в Земмеринге (1926 где
он опередил почти всю шахматную элиту, и дележ 2‑3
мест с Капабланкой
на грандиозном турнире
в Карлсбаде (1929). На
фоне этих успехов
удивительными кажутся страшные
провалы (результат излишней
эмоциональной возбудимости): Карлсбад
(1923) — 17‑18 места; Москва
(1925) — 12‑14; Бад-Киссинген
(1928) — 10 место. Шпильману
не суждено было сыграть матч на первенство мира. Помимо объективных причин,
связанных с двумя мировыми войнами и приходом фашизма в Европу, определённое
значение имела излишняя эмоциональность, отсутствие иммунитета к поражениям,
и … репутация маэстро как опасного матчевого игрока. Шпильман любил играть
матчи намного больше, чем турниры. Последнее мало мотивировало действующих
чемпионов мира к вызовам Шпильмана на матч, в котором можно было потерять
всё. На протяжении своей карьеры Шпильман сыграл 50 матчей, побеждая в них
таких известных шахматистов, как А. Нимцович (1908‑4,5:1,5),
С. Тартаковер (1910‑3,5:2,5;
1921‑4,5:3,5), Ж. Мизес
(1910‑6:2), Р. Рети
(1910‑4,5:0,5; 1921‑4,5:1,5),
С. Алапин (1911‑6,5:3,5),
Г. Штальберг (1930‑4,5:1,5),
В. Пирц (1931‑6:4),
Е. Боголюбов (1932‑5,5:4,5),
Г. Штольц (1932‑5,5:2,5).
В этом ряду
поверженных гроссмейстеров выделяются
многолетние претенденты на
первенство мира Нимцович,
Рети и Боголюбов.
Последний дважды играл
матч на первенство
мира с Александром
Алехиным. Особо стоит упомянуть матч с русским
маэстро Алапиным, предложившим пользоваться во время игры карманными
шахматами с целью анализа возникающих позиций. Шпильман принял предложение,
но ни разу не прикоснулся к карманным шахматам, что не помешало ему победить. В
1925 и 1935 году Шпильман участвовал в знаменитых московских международных
турнирах, в которых играли почти все сильнейшие шахматисты того времени.
Первый из них он провалил, во втором занял пятое место. Тогда, во время
второго турнира экс-чемпион мира доктор Ласкер дальновидно попросил убежища в
СССР. Едва ли в ту пору кто‑то
предполагал, что над
благополучной Австрией нависла
тень аншлюса. Но
уже через три
года тысячи и
тысячи еврейских семей
искали спасения от
неминуемой гибели в
бегстве из страны.
Удалось это немногим. 10
декабря 1938 года Шпильман отправил письмо известному стокгольмскому
шахматному издателю Людвигу Колину: «Грустно то, что я не только оказался
изгнанным из Австрии, моей Родины, но и потерял возможность свободно
перемещаться. Почти все страны, в которых есть шахматная жизнь, закрыли свои
границы для эмигрантов и беженцев. Ни в одну из них я теперь не могу въехать
с моим ничего не стоящим сейчас австрийским паспортом. Уже полгода я делю
страдания с людьми, которые не по своей вине потеряли дом и скитаются, не
получая абсолютно никакой финансовой помощи. Единственное, что удерживает
меня на этом свете — надежда, что я найду в конце концов какую‑то связанную с
шахматами работу. Не
будет ли у
Вас возможности найти
для меня что‑нибудь в этом роде
в Стокгольме или где‑нибудь еще
в Швеции? Не
обязательно постоянную работу.
Я мог бы
какое‑то
время пожить в
Швеции, чтобы как‑то восстановить
мой дух, мою
шахматную силу и
набраться сил для
будущей деятельности. Возможно,
потом мне удастся
эмигрировать в Англию или Америку. Умоляю Вас не оставлять меня в беде. Я
соглашусь на любые условия, лишь бы быть чем‑то
занятым. Главное для
меня — выбраться
из ада в
центре Европы. Антисемитизм
становится все более
ощутимым и в
Праге, что лишает
меня каких‑либо
средств к существованию.
Наше 30‑летнее
знакомство дает мне
возможность надеяться, что
от Вас придет
ответ, и я
буду знать, что
меня ожидает…». Колин
успел помочь гроссмейстеру,
вытащив его из
ада. Что это
не преувеличение, говорит
тот факт, что
его брат, некогда знаменитый музыкант-виртуоз Леопольд Шпильман в 1939 году
был арестован СС и спустя два года погиб в концлагере в Терезенштадте. В
концлагере оказались и жившие в Голландии две сестры — Дженни и Ирма.
Последняя была убита в лагере, а Дженни осталась жива, но потеряла рассудок,
покончив собой в 1964 году. В
Стокгольме Шпильман даёт сеансы одновременной игры, пишет статьи в журналы.
Он работает над большой книгой воспоминаний «Мемуары шахматного мастера»,
рассчитывая, что это поправит его финансовое положение и позволит переехать в
Англию или США. Но политическая ситуация в Швеции не располагала к публикации
книги еврея, бежавшего из Рейха. Над страной нависла угроза неизбежного
вторжения Гитлера, издание книги, заказанной шахматной федерацией Швеции,
постоянно откладывалось. Шпильман постоянно думает о судьбе своих близких,
приступы депрессии становятся для него обычным делом. Новости с полей
сражений приводят его в отчаяние, кажется, что триумфальное шествие военной
машины фашистской Германии по миру уже не остановить. В
конце августа 1942 года Шпильман запёрся в своей комнате и не выходил из нее
несколько дней. Когда полиция взломала дверь, ей оставалось только
констатировать смерть гроссмейстера. В медицинском протоколе была зафиксирована
её причина: последствия гипертонии и кардиосклероза, но, вероятно, он умер от
голода. Так в возрасте 59 лет трагически закончилась жизнь одного из самых
ярких шахматных игроков первой половины 20 века. Шпильман
был не только выдающимся шахматным маэстро, но и блестящим аналитиком и
литератором. В 1929 вышла его знаменитая книга «О шахматах и шахматистах», в
которой он дал яркие портреты сильнейших игроков своего времени. Многое
из его богатейшего турнирного опыта вошло в книгу «Практические советы
шахматистам» (1930). Но, пожалуй, самая популярная его работа, изданная перед
самой Второй мировой войной - «Теория жертвы», в которой он изложил свои
взгляды на понятия тактики, жертвы, красоты и риска в шахматах. Книга,
ставшая для Шпильмана светлым пятном в этот непростой период жизни, полностью
построена на примерах из его собственных партий. На ней учились многие
последующие поколения шахматистов, и она, несомненно, вошла в золотой фонд
мировой шахматной классики. Забавная история о Шпильмане
После сеанса одновременной игры, проведённого
гроссмейстером Рудольфом Шпильманом в одном из провинциальных клубов,
участники решили сфотографироваться на память со знаменитостью. Шпильмана
посадили в середине в первом ряду. Однако, на готовых снимках Шпильмана не
оказалось! Когда удивлённые члены клуба стали спрашивать у фотографа, как это
могло случиться, тот объяснил, что толстого смешного мужчину в центре он заретушировал,
чтобы не портить весь снимок. |
Текст: Андрей Ободчук. Фото: открытые источники
Рубрики:
Королевская галерея,
Шахматы
Ваш комментарий