Field 'nick' doesn't have a default value

О пользе семейных междоусобиц | Журнал «Спорт-регион»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»

В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...

В Увате стартовал сезон большого биатлона

Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...

Имя пользователя:
Пароль:
 Запомнить
Регистрация

Обратная связь

О пользе семейных междоусобиц

Слово «импорт», ласкавшее нам слух ещё несколько десятилетий назад, сегодня почти утратило свой прежний смысл. Теперь мы предпочитаем сообщать о своих заграничных приобретениях, уточняя адрес продукции с названием фирмы-производителя, чтобы никто не заподозрил в нас профанов. Платье от Валентино, пальто от Диора, бельё марки Вондербра, обувь от Вичини и сумки от Фенди – в этой именной последовательности обнаруживается наше прежнее заискивание перед культурой Запада, но уже без того унизительного пресмыкания, с которым мы готовы были приобретать без разбора всё, на чём имелся иностранный лейбл.

Практика последних лет сделала нас разборчивыми потребителями. И сегодня, несмотря на доступность импорта, мы научились оценивать его иначе, присматриваясь не только к ярлыкам, но и к качественным параметрам. Если в наших кошельках иногда заводятся деньги, мы, не раздумывая, идём по тому адресу, где можем найти вещи с проверенной репутацией, например, такой, как у спортивной марки «Adidas». Даже человек, не владеющий заморской грамотой, знаком с этим иностранным словом, составленным из частей имени и фамилии первого владельца марки, которая исчисляет свою историю с 1924 года.

На счету «Adidas» более 700 изобретений. Это обувь, создаваемая научно, в лабораториях, где изучают не только материалы, из которых шьют, но и особенности разных стоп, классифицируя их по нескольким признакам. Например, cushion подразумевает нормальную форму стопы, support – косолапую и guidance – когда каблуки стаптываются наружу. Одной из главных разработок фирмы стало инженерное решение, предохраняющее ноги от подворачивания. Изобретение получило название стержня, или торсьона, который имеет камеры, в которые закачивают воздух, равномерно распределяющий давление на опорные поверхности стопы. Кроме того в списке авторских изобретений «Adidas» – жёсткий задник, придуманный специально для спортсменов, чтобы предохранять самую травмоопасную часть тела – ахиллесову пяту или, другими словами, пяточное сухожилие. А самым первым спортивным достижением «Adidas» стала подошва со сменными шипами. Именно это новшество и определило успешное продвижение марки на спортивном рынке.

Как хорошо известно, основали компанию братья Дасслеры: Адольф и Рудольф. Первоначально она так и называлась: «Братья Дасслер» и просуществовала под таким именем до 1945 года. До того судьбоносного момента, когда большая и дружная семья распалась из-за внутреннего конфликта, который привёл не только к разделу бизнеса, но и к трагической войне между кровными родственниками. Здесь начинается уже другая история знаменитых на весь мир обувщиков – история, детали которой сравнимы разве что с сюжетами драм древнегреческого театра.

Всё началось в Баварии, в небольшом городке Герцогенаурах, что недалеко от Нюрнберга, в семье пекаря и прачки Кристофора и Паулины Дасслер, сыновьям которых предстояло прославить фамилию и завоевать мир. После первой мировой войны семья приняла решение заняться пошивом обуви, так как пекарня перестала приносить доход. Материалом для первых образцов служило списанное военное обмундирование и старые автомобильные покрышки. Но о спортивном направлении предприятия ещё не было и речи. Возможно, семья не пошла бы дальше производства спальных тапочек, не приди Адольфу мысль помочь своим спортивным друзьям и собственным футбольным интересам. Когда в 1936 году на Берлинской олимпиаде кроссовки Дасслеров принесли победу Джесси Оуэнсу, который завоевал сразу четыре золотые медали, стало очевидным, что дизайнерский талант Ади и предпринимательское чутьё Рудольфа работают в нужном направлении.

К этому времени семья Дасслер уже заметно разрослась и стала самой богатой в городе. В дело вступили и жёны братьев, живших в одном большом доме, как того требовала традиция и общий бизнес. Даже мелкие неурядицы не влияли на успех дела, которое стало приносить огромный доход, ведь братья уже продавали по 200 тысяч пар обуви в год. Но отлаженное производство едва не прервал ход исторических событий: началась Вторая мировая война. Братья Дасслер уже давно вступили в нацисткую партию и, как настоящие патриоты, отправились на фронт. Но вскоре Адольфа вернули управлять компанией, так как немецким солдатам нужна была тренировочная обувь. По окончании войны городок Герцогенаурах попал в американскую зону оккупации. В семейном особняке расположились чужестранцы, обязавшие Дасслеров бесплатно поставлять коньки по контрибуции. В это время Рудольф, которому не посчастливилось избежать тягот войны, оказался в лагере для интернированных. Поговаривали, что его сдал кто-то из своих. Ссора, которая началась между братьями ещё в мирное время, когда выяснилось, что талант и успех каждого из них мешают коммерческим амбициям, приняла характер открытой вражды. И, хотя братья молчали о настоящих причинах раздора, поползли слухи, что сын Адольфа на самом деле является сыном Рудольфа. Как бы там ни было, семейный бизнес оказался под угрозой раздела, что, в конце концов, и произошло. В 1948 году всемирно известная фирма «Братья Дасслер» распалась на две конкурирующие компании: «Adidas» и «Puma», которая стала детищем Рудольфа.

Адольф, призванием которого было дизайнерское ремесло и талант изобретателя, мгновенно вывел своё предприятие в лидеры, создав в 1949 году те самые съёмные шипы. А в 1950 он придумал бутсы для игры в футбол в неблагоприятную погоду. Он также восстановил прежние связи с национальными спортивными комитетами, чтобы вновь занять место в большой игре. Впервые после Второй мировой войны Германия, обутая в «Adidas», выиграла чемпионат мира по футболу. Это был уже настоящий громкий успех, благодаря которому «Adidas» смог развернуть рекламную компанию на главных стадионах мира.

Однако, несмотря на условия жёсткой конкуренции, родственные фирмы умудрялись сохранять верность основному пункту в уставе перемирия: не использовать бывшие логотипы, и не покупать спортсменов. Первым это соглашение нарушил младший брат, который запантентовал свой товарный знак, изменив в прежнем и когда-то общем, только штрих: к двум полоскам он добавил знаменитую третью. Ответный удар последовал незамедлительно: владелец «Puma» сын Рудольфа, совершил подкуп самого дорогого футболиста мира – Пеле. По слухам, сумма сделки составила 10 тысяч долларов, а на ногах футбольного кумира оказалась обувь марки, о которой пока мало кто знал. Но прецедент повлёк за собой неожиданные последствия: отныне именитые спортсмены стали требовать плату на ношение брендов.

Война между братьями не закончилась даже тогда, когда умирающий Рудольф захотел помириться с братом. Ади не только не пришёл проститься, но и не присутствовал на похоронах. Он пережил старшего брата на четыре года, оставив вдове Катрин и пятерым детям процветающую фирму.

Последствия семейной распри, разворачивающейся на глазах жителей маленького городка, взбудоражили всё общество, поделив его на тех, кто за «Adidas» и на тех, кто за «Puma». Внук Рудольфа, Франк Дасслер, работавший в 80-х на компанию своего деда, стал впоследствии исполнительным директором «Adidas». Но за это местные газеты обвинили его в предательстве, ведь город был разбит на два враждующих лагеря, куда вступали не только спортивные фанаты и футбольные команды, но даже пивные, булочные, аптеки и образовательные учреждения. Так что Франку Дасслеру не удалось своим ловким дипломатическим маневром погасить многолетний конфликт, о котором сегодня с удовольствием рассказывают туристам экскурсоводы музея Дасслеров, видимо, единственного в Герцогенаурахе места, где братья вновь обрели общую крышу.

Что же касается интересов спортивного мира, то от этого конфликта мужских амбиций общество, в конце концов, только выиграло, потому что в результате этой семейной распри родилось два замечательных культовых бренда, сумевших не только пробиться наверх, но и оставить далеко позади себя всех остальных конкурентов. 

 

Текст: Людмила Шешенина
Рубрики: Спорт и мода

Ваш комментарий

Автор:
Эл. почта: (не публикуется на сайте)