Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
Гордей в Китае популярен
22 января 2015 года с небольшим рюкзаком за плечами я выехал из дома, а примерно через сутки меня встречал в самом большом аэропорту Азии Гуанчжоу отец моего будущего ученика Евгений Викторович Колесов. Я приехал в Китай по приглашению Евгения обучать шахматным премудростям его шестилетнего сына. Мой послужной список, включавший подготовку нескольких чемпионов России в разных возрастах, произвёл на него хорошее впечатление. Так я на целый год оказался в Китае, благополучно доведя Гордея до уровня кандидата в мастера по шахматам.
Евгений — личность харизматическая. Вот уже семнадцать лет он живёт и работает в Поднебесной, владея успешным бизнесом. Он — автор и ведущий набирающей популярность программы «Открытие Китая» с Евгением Колесовым» на первом канале Российского телевидения. А ещё — отец четырёх очаровательных детей, старший из которых, Гордей, несмотря на свой юный возраст, фигура в Китае весьма популярная. Уже в шесть лет этот Я далеко не уверен, что перечислил все достижения Гордея Колесова. Талантливый ребенок, чей день расписан по часам, всерьёз заинтересовался шахматами. До моего приезда в Китай с ним в течение полугода по несколько часов в день занимались одновременно четыре местных тренера, но особого прогресса в игре Гордея не наблюдалось. И тогда у отца возникла идея пригласить представителя славной и богатой традициями советской шахматной школы. Так в один прекрасный момент на моей странице в «В контакте» появился запрос Евгения о дружбе. И мы вступили с ним в переписку. Я высказал несколько осторожных замечаний о выставленных видеороликах, в которых Гордей сражался с китайским тренером на шахматной доске, а также дал несколько советов относительно выбора будущего наставника и его работы с ребёнком. В ответ Евгений предложил мне самому приехать в Гуанчжоу, и взять дело воспитания будущего гроссмейстера в свои руки. До этого у меня уже был немалый опыт индивидуального обучения детей шахматам. Последние полтора года я тренировал семилетнего Илью Маковеева, ставшего чемпионом России, мира и Европы в возрастной группе до 9 лет. Однако, ко времени моего знакомства с Ильёй, тот был уже крепким перворазрядником. Работать же так плотно с шестилетним ребёнком, не имеющим никакого практического опыта, мне доселе не приходилось. Это был серьёзный вызов, тем более, что задачи, поставленные перед нашей маленькой командой, носили глобальный характер. У Евгения не было ни тени сомнений, что уже через год наших занятий Гордей станет кандидатом в мастера. Он предоставил мне полную свободу действий. Мы занимались с Гордеем шесть дней в неделю по К началу наших тренировок Гордей умел хорошо вести запись партий, знал несколько элементарных теоретических позиций. Но в практической игре постоянно подставлял фигуры и пешки, зевал маты в один ход. Он в принципе не видел комбинационных решений. Между тем, уже через три месяца после моего приезда нам предстояло участвовать — ни много, ни мало — в первенстве мира среди школьников до восьми лет в Таиланде. При этом Евгений не сомневался, что Гордей будет бороться за первое место! Я разработал подробный план подготовки, основанный на постановке базовых тактических целей, которые следовало реализовать. Например, в течение первого месяца работы нужно было в основном избавиться от грубых одноходовых зевков, научиться постоянно нападать на пешки и фигуры противника, и постоянно искать контратаки в ответ на его выпады, а не убегать от каждой атакующей фигуры. Эти и многие другие навыки отрабатывались как в многочисленных упражнениях, так и в реальной игре, и последующем анализе партий. Мне пришлось придумать множество нетрадиционных педагогических приёмов, позволяющих ускорить шахматный рост ребёнка. Чтобы Гордей меньше уставал, я чередовал формы и методы обучения. А на переменах рассказывал ему сначала мифы Древней Греции, потом — разные эпизоды «Иллиады» и «Одиссеи», сюжеты античных трагедий. Когда Геракл совершил все свои подвиги, Тесей убил Минотавра, Троя была взята коварными данайцами, а Эдип ослепил себя и удалился в изгнание, настала очередь Зигфрида и Брунхильды, Тристана и Изольды, Ромео и Джульеты. На год обучения классических сюжетов нам вполне хватило. При этом я ловко пристраивал блокаду Трои ахейцами к принципам блокады на шахматной доске, троянского коня — к жертвам фигур за атаку, а фалангу Александра Македонского — к пешечной фаланге. Обучение шахматам рука об руку шло с повышением общего культурного уровня пытливого и талантливого ребёнка. Я использовал любую возможность, чтобы повысить его самооценку, вдохнуть в него уверенность, что он самый умный и перспективный шахматист из всех, с кем меня сводила судьба. Считаю, что лучше переоценить способности и успехи ребёнка, чем недооценить их. Старт первого официального турнира Гордея в Таиланде стал для нас шоком — он проиграл три партии подряд. Сказался недостаток практического опыта. И тут проявился его бойцовский характер. Гордей взял себя в руки и одержал, одну за другой, шесть побед. В итоге он разделил места с шестого по одиннадцатое при сорока пяти участниках — неплохо для дебюта. А самое главное: Гордей приобрёл бесценный опыт, не сломался под грузом поражений. Одной из наших целей было пройти вверх по всем ступенькам квалификационной лестницы, существующей в китайских шахматах. Когда мы начали заниматься шахматами, он имел шестой разряд, что соответствовало примерно нашему третьему. Разрядные турниры в Китае — мероприятия массовые, в каждом играют до тысячи человек, нередко — в одном зале. Гордей прошёл суровую школу таких турниров, выполнив к ноябрю первый разряд. За это время он стал История эта получила продолжение. В феврале 2016‑го Гордей приехал на чемпионат Китая и… выиграл шесть партий подряд. Назревала сенсация. В целом, китайские шахматисты произвели на меня впечатление людей корректных и доброжелательных. Но дать возможность иностранцу стать победителем чемпионата страны означало для местных тренеров «потерю лица». И китайские товарищи решились на запрещённый приём. Они написали коллективный протест в судейскую коллегию: дескать, иностранец не может играть в официальном чемпионате страны, имеющем статус отборочного к чемпионату мира. Евгений с Гордеем оказались один на один против цеха профессионалов целой страны. Всё шло к тому, что ребёнка, лидирующего в турнире, снимут с соревнования. Это сильно сказалось на психологическом состоянии Гордея — он проиграл три партии подряд. Слабым утешением стал приз за лучшую партию турнира против будущего чемпиона. За два дня до моего отъезда на Родину у нас появилась возможность сыграть в турнире с нормой кандидата в мастера. Выполнить столь высокий разряд в семь лет — это серьёзно. Мы с Евгением были уверены, что у Гордея есть реальные шансы. Ведь незадолго до этого он стал чемпионом Гонконга среди юношей и победителем кубка Шэньчжэня с одинаковым результатом: семь очков из семи возможных. Сразу после своего двойного триумфа он сыграл в турнире по быстрым шахматам, где впервые в жизни встретился за доской с китайскими мастерами, и сделал пару ничьих. Словом, определённые основания для оптимизма были. И Гордей не подвёл. В трудной борьбе со взрослыми мужчинами и юношами он набрал необходимые шесть очков из девяти, и стал самым юным участником турнира, которому покорился кандидатский норматив. Мне посчастливилось стать свидетелем и участником грандиозного педагогического эксперимента. В течение целого года я мог наблюдать, как меняется восприятие мира маленьким человеком. Если поначалу в ответ на какой‑нибудь трудный вопрос Гордей, потупив глаза, отвечал: «Не знаю», либо начинал тихо скулить, то уже спустя несколько месяцев мог связно формулировать собственное мнение, и даже возражать, если считал, что я ошибся. У Гордея заметно повысился уровень концентрации и уверенности в себе. К концу года совместных занятий он уже мог без доски вслепую воспроизвести большую часть сыгранной им партии, и мог резво обсудить со мной какие‑то варианты, оставшиеся за кулисами поединка. Будет ли Гордей сильным гроссмейстером и покорятся ли ему самые высокие вершины мировой шахматной иерархии, покажет время. Ясно одно: занятия шахматами структурировали его сознание, научив задавать логичные вопросы вроде: «Чего хочет противник?», «Чего хочу я?», «Какие действия совершит противник в ответ на мои действия, и как я среагирую в ответ?» и т. п. Можно не сомневаться, это пригодится ему в жизни независимо от того, кем он станет. А это значит, что свою миссию тренера и учителя я в известной степени выполнил, и год, проведённый в Китае, был прожит не напрасно.
|
Текст: Андрей Ободчук. Фото из архива автора
Рубрики:
Шахматы
Ваш комментарий