Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
Как взрастить олимпионика
Сегодня даже для рядового российского болельщика очевидно: отечественный спорт откровенно сдаёт некогда завоёванные олимпийские позиции. Сдержанный оптимизм по поводу перспектив вселяет, в том числе, то, что поиском причин такой «капитуляции» озабочены не только специалисты спортивной отрасли. Под обозначенным выше заголовком «Как взрастить олимпийского чемпиона», мы начинаем публикацию цикла статей постоянного ведущего полюбившейся нашим читателям рубрики доктора медицинских наук, профессора ТюмГУ, академика РАСН, заслуженного врача России Валерия Чимарова.
Чемпионами рождаются или становятся?
Для ответа на этот вопрос обратимся к новейшим научным данным. Они однозначно свидетельствуют: кем бы в будущем человек не стал, он, прежде всего, должен появиться на свет физически здоровым, умственно полноценным ребёнком. Без этого ожидать выдающихся результатов бессмысленно в любой сфере деятельности, а в спорте — тем более.
Таким образом, выявляется первая, чрезвычайн важная, задача: выносить и родить дитя, имеющего достаточный потенциал соматического
(телесного) и психического здоровья. К сожалению, сегодня в нашей стране примерно у 80% женщин беременность и роды протекают с осложнениями, сопровождаются различными
заболеваниями, что неизбежно оказывает негативное воздействие на внутриутробное развитие их детей. В итоге только 30%, а во многих регионах РФ — 10–12% новорождённых
не имеют
День рождения — не первый день жизни
Почему же так мало у нас рождается здоровых детей и что необходимо предпринимать для изменения сложившегося положения? Считаю, что одной из немаловажных причин является дефицит необходимых знаний в области раннего онтогенеза человека, вследствие чего своевременно не принимаются необходимые здоровьесберегающие меры в отношении потомства. Твёрдо установлено, что основы здоровья ребёнка закладываются задолго до его рождения, и поэтому ещё до появления младенца на свет можно оказывать благотворное влияние на его развитие. И наоборот. Поэтому необходимо учиться материнству и отцовству, причём не с того момента, когда появилась необходимость пеленать новорождённого. Даже не со дня свадьбы. Раньше! К тому времени, когда на руках у девушки и юноши засверкают золотом обручальные кольца, они должны иметь грамотное представление о супружестве, о зарождении, формировании и охране здоровья их будущего малыша, его последующем развитии и воспитании. Постараемся восполнить этот пробел.
День рождения человека — отнюдь не первый день его жизни. Индивидуальные характеристики психофизического состояния, особенности личности, соматического и психического здоровья закладываются задолго до его рождения. Согласно новейшим научным данным, появление на свет новорождённого относят не к началу жизни, но уже к третьему — внеутробному — этапу развития (онтогенеза) человека.
Второй — наиважнейший — этап жизни человека — внутриутробный, представляет собой биологическое существование организма
с момента зачатия (оплодотворения) и до рождения ребёнка. Его нередко образно называют «Детством до рождения». Но и этот этап, морфологически характеризующийся формированием
из двух зародышевых клеток за десять лунных месяцев организма ребёнка, согласно современным научным взглядам, не представляет собой начало новой жизни в широком
Здоровье ребёнка предопределяет генофонд
Сравнительно недавно выделен начальный этап развития человека — подготовительный. Он охватывает практически всю жизнь индивида (мужчины и женщины), предшествовавшую зачатию, наступлению беременности. А также (обратим внимание!) — историю формирования наследственности, создания генофонда у предков родителей. Подготовительный этап содержит три периода. Наиболее отдалённым по времени от наступления беременности является генеалогический, или период формирования наследственности. Следующий период — формирование соматического и репродуктивного здоровья будущих биологических родителей ребёнка. Третий период — предконцепционный, предшествующий зачатию, наиболее близкий по времени к возникновению беременности. Выделение подготовительного этапа подчёркивает, что развитие будущего ребёнка зависит от особенностей психофизического состояния как его родителей, так и их близких и дальних предков. Это, ещё недостаточно осознанное большинством, явление обязывает каждого человека, семью, общество ответственно относиться к индивидуальному здоровью девочек и мальчиков, девушек и юношей как будущих родителей.
По моим наблюдениям, основные положения подготовительного этапа, как важнейшего звена формирования полноценного развития будущего
ребёнка, к сожалению, мало используется в преддверии материнства и отцовства. Может быть оттого, что крайне недостаточно отражаются в
Знаешь родословную — управляешь наследственностью
Генеалогический период подготовительного этапа развития человека стартует из глубины веков, а в ходе его происходит формирование наследственного набора генов у предков родителей. Нас генетика интересует с позиций умственного, физического потенциала, здоровья будущих детей. Какое наследство мы и наши дети получим от родителей и пращуров: талант, красоту, здоровье, или скудоумие, болезни?..
Говорят, родителей не выбирают. Но если ребёнок
не может выбрать родителей, а значит и повлиять на свою наследственность, то потенциальные мать и отец в современных условиях в состоянии управлять наследственными
особенностями будущего ребёнка. Однако до недавнего времени, чаще всего, наследственность в преддверии супружества молодыми людьми не учитывалась. Между тем,
Для прогноза здоровья и развития своих детей надо
дотошно выяснить: не было ли в родословной
Но не стоит впадать в уныние. В настоящее время многие наследственные патологические отклонения можно предотвратить, в том числе, с помощью той же генетики. И этой замечательной возможностью будущим родителям стоит непременно воспользоваться. Не после рождения младенца с признаками наследственной болезни, а до вступления в брак!
Кто рискует, тот не выигрывает
Для профилактики и лечения наследственных болезней
в нашей стране открыты специальные учреждения —
Что же делать, если «неудачная» наследственность не позволяет жениху и невесте иметь общего ребенка?«Может быть, рискнуть? — подумают некоторые из них. Ни в коем случае!!! И в этом предостережении нет ни малейшего преувеличения. Достаточно хотя бы раз внимательно посмотреть на уродливого, слабоумного, тяжелобольного ребёнка, увидеть его страдающую от безутешного горя мать, чтобы сделать единственно правильный вывод: ради здоровья и счастья детей можно пойти на любую жертву. Но не на риск.
До вступления в брак юноше и девушке надо также
выяснить: не являются ли они близкими родственниками. Широко известно: родственные браки, совершавшиеся из поколения в поколение в некоторых королевских династиях, приводили,
в конце концов, к появлению физически неполноценных, слабоумных потомков. Считается, что по этой причине произошло вырождение, например, династии египетских фараонов. Существуют
описания небольших племён, замкнутых религиозных общин и других, по
При родственных браках и муж, и жена, имея общего предка, могут унаследовать «испорченный» ген. Когда при оплодотворении встретятся мужская и женская половые клетки, содержащие этот ген, вероятность того, что ребёнок может родиться с патологией, достаточно велика. При этом, чем ближе кровное родство, тем возможнее наличие отклонений от нормы у потомства. Вот почему в нашей стране браки между родными, а также неполнородными (от разных матерей либо отцов) братьями и сестрами законодательством запрещены. Супружество между двоюродными и более дальними родственниками юридически не воспрещается. Но стоит ли рисковать?
(Продолжение следует)
Г Л О С С А Р И Й (Продолжение. Нач. в № № 2.(21)2011- 2.(29)2013)
Генетика — наука о законах наследственности и изменчивости организмов.
Онтогенез — индивидуальное развитие организма от момента зарождения до окончания жизни.
НАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЗДРАВОЛОГИИ
Валерий Чимаров отвечает на вопросы читателей
«Как влияет на организм приём нескольких антибиотиков одновременно? И ещё. Правду ли говорят, что вирусные заболевания, в том числе грипп, нельзя лечить антибиотиками?».
М.Пилипенко, г. Нижний Новгород
—
Антибиотики — мощное лекарственное средство, но… Переведём это слово на русский язык: АНТИ — против, БИОС — жизнь, получается, что это — средство «против жизни». А так ведь и есть. Создавались они для борьбы с болезнетворными бактериями. И зарекомендовали себя замечательно. Но оказалось, что кроме патогенной микрофлоры, антибиотики убивают и полезную, нарушая тем самым её баланс в организме. Кроме того, некоторые антибиотики могут нарушать (особенно у детей) слух, работу почек, печени и др. А уж приём одновременно двух и более препаратов, безусловно, увеличивает опасность. Хотя бывают ситуации, когда это необходимо. Но принимать соответствующее решение может только врач или даже консилиум.
При вирусных заболеваниях, в том числе гриппе, антибиотики использовать не имеет смысла, так как они не действуют на вирусы. В то же время, если врач установил бактериальное осложнение, например, пневмонию, антибиотики назначаются.
Текст: Валерий Чимаров
Рубрики:
Для пользы тела
Ваш комментарий