Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
Дракон, воплощающий Небо
Однажды в нашу мастерскую пришёл посетитель с просьбой сшить парадный спортивный костюм для его маленького сына, приобщающегося к первым ступеням древнего восточного искусства борьбы – ушу. Мальчик уже добился на этом поприще некоторых успехов, которые, как решил отец, должны быть поддержаны соответствующей экипировкой – синим шелковым кимоно с изображением дракона. Уже через год юный спортсмен порадовал родителей серебряной медалью, а через два завоевал «золото» крупных соревнований. Счастливый отец, не задумываясь, связал удачу с тотемным драконом, сверкающим серебристой чешуёй на шёлковой поверхности ткани.
Кажется невероятным, что в наше время люди придают огромное значение символике с сакральными или оккультными характеристиками. Но это происходит, и чаще всего там, где культура возрождающейся традиции уходит корнями в глубокую древность, невольно принуждая нас мыслить этическими и эстетическими категориями тех времен. Национальный восточный костюм всегда был устроен особым образом. Он кроился не под человека, а под
«Я помогаю императору управлять государством, ученикам и монахам — успокаивать мысли и сосредоточиваться для преодоления
испытаний на пути к просветлению, я защищаю путников от холода и ветра, а мастерам Конфуцием же были разработаны и описаны эти способы коррекции, сопровождавшиеся целой системой значимых символов. Так, например, в добуддистском Китае существовала строгая иерархия цветов, королём среди которых считался жёлтый — цвет солнца. Его могли носить только особы императорской крови. Красный предназначался для сановников, окружавших императора, зелёный, синий и белый уже не имели строгой приписки. Похожая иерархия существовала и в других дальневосточных государствах. Например, в Японии синюю одежду носили только люди простого происхождения — слуги, плотники, рыбаки и торговцы. Эти цветовые правила и сегодня поддерживаются в некоторых областях традиционной культуры, в частности, в школах, обучающих искусству борьбы, где цвет одежды обозначает степень определённого мастерства спортсменов. Например, в большинстве школ каратэ признают только белые костюмы, а знаками различия служат цветные пояса. Строгость цветной иерархии лучше всего прослеживается в школах тхэквондо, где десять ступеней на пути к мастерству сопровождаются
десятью различными поясами. Чтобы заслужить чёрный пояс с жёлтыми римскими цифрами, придётся преодолеть белый, жёлтый, зелёный, синий, красный и коричневый, а также
их промежуточные двуцветные состояния. Требуется небольшая наблюдательность, чтобы заметить некоторую разницу в порядке распределения красок по степени важности в различных
восточных культурах. Однако закреплённая за цветом символика всё же говорит о преемственности древних традиций, сложившихся на основе Обрывочные знания, элементы древних учений вошли сегодня даже в наш повседневный обиход. Это и привлекательные предсказания Восточного
гороскопа, и система организации пространства по Но не один только цвет управлял судьбой исторического человека китайского, корейского или японского происхождения. В природе
оставалось ещё слишком много элементов, которые наблюдательная фантазия древних назначила ответственными за счастье и благополучие людей. Так, например, нам хорошо известно, что любая
китайская одежда украшалась вышивками. Но ни одна из них не могла появиться случайно, по прихоти художника. Все узоры, как и расцветки, были строго регламентированы
и носили название «буцзы». Правом использовать их имели только люди высокого происхождения. Но и в этом случае существовала своя, ранжированная система рисунков.
В одежде гражданских лиц их рангам и степеням соответствовали птицы определённых видов, для одежды военных эту роль выполняли звери, что само по себе уже утверждало превосходство
вторых над первыми. Список птиц, олицетворявших степень важности чиновников, открывал журавль, за ним следовал жёлтый фазан, павлин, дикий гусь, вновь фазан, но уже серебристый, потом белая
цапля, Перечень животных, соответствовавших положению человека на военной службе, выглядел так: китайский единорог, весь покрытый чешуёй, лев,
леопард, тигр и медведь, за шестой и седьмой ранги отвечали тигрята, за восьмой — единороги, а за девятый Самым же высокородным узором считалось изображение драконов — жёлтых или абрикосовых. Разумеется, они могли располагаться лишь
на одежде императоров. Последними, кто носил подобные одеяния, были императоры из династии Цин (1644–1911). По обычаю, пришедшему из глубины веков (11 Но вернёмся к символике дракона, с которого и началось наше небольшое путешествие в культуру сакрального восточного гардероба. Дракон повелевал дождём и воплощал собой Небо. Когда он изображался парящим в облаках, дракон символизировал союз Инь и Янь. Летая, он играл пылающей жемчужиной, рождающей молнии, и приводил в действие все остальные стихии, вращая мир в Поднебесной. Разумеется, его земным отражением мог быть только император. Современная культура отказалась от многих мистических толкований старинных символов, и от самой этики, связанной
с символикой сословий и рангов в одежде. Но от завораживающего представления о магической силе власти, успеха и превосходства над остальными, воплощённого
в образе дракона, отказываться, как мы видим, пока не собирается. В этом убедится любой, заглянувший на интернетные сайты, где предлагают одежду для любителей восточных
единоборств. Думаю, что популярность этого узора связана не только с привлекательностью исторической традиции, но и с его художественной выразительностью. Но если
|
Текст: Людмила Шешенина. Фото: открытые источники
Рубрики:
Спорт и мода
Ваш комментарий