Field 'nick' doesn't have a default value

Как взрастить олимпионика? Продолжение. Начало в № 3,4-2013 г. | Журнал «Спорт-регион»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»

В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...

В Увате стартовал сезон большого биатлона

Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...

Имя пользователя:
Пароль:
 Запомнить
Регистрация

Обратная связь

Как взрастить олимпионика? Продолжение. Начало в № 3,4-2013 г.

Молодые супруги, у которых новорождённому исполнилось пять дней, задали мудрецу вопрос: «когда нам следует начинать воспитание ребёнка?»... Он ответил: «Вы уже опоздали».


Необыкновенное детство чемпиона

Ответ древнего мудреца означает, что приступать к воспитанию ребёнка следует с первого дня его биологического существования, то есть с момента наступления беременности. Многочисленные научные исследования убедительно подтвердили гениальные догадки, основанные на внимательных наблюдениях наших предков. Они правильно считали: чтобы взрастить, скажем, сильного духом и телом воина, дееспособного труженика, или спортсмена олимпийского уровня, необходимо приложить немало специальных усилий на всех этапах онтогенеза (развития) ребёнка. О первом — подготовительном — этапе мы подробно рассказали в № № 3 и 4 (2013 г.) «Спорт-Региона». Сегодня речь пойдёт о втором, наиважнейшем, этапе в жизни человека.

Второй этап — дородовый или внутриутробный — представляет собой биологическое существование организма будущего дитя в теле матери с момента соединения мужской и женской зародышевых клеток, и до рождения ребёнка. Этот этап иногда образно называют «детством до рождения». Мы рассматриваем его как первое, очень необыкновенное, детство чемпиона, чрезвычайно сложное и легко ранимое. От того, как будет оно протекать (а это полностью обусловлено образом жизни матери), зависит умственное и физическое развитие, здоровье человека на протяжении всей жизни.

Как родиться счастливым

Чтобы произвести на свет физически крепкого, психически полноценного ребёнка, а тем более выдающегося спортсмена, необходимо прежде всего создать условия для его оптимального внутриутробного развития. Народная мудрость утверждает: если в период вынашивания младенца молодая здоровая женщина была окружена вниманием, заботой, лаской, любовью супруга, семьи, близких настолько, что чувствовала себя счастливой, то у неё, как правило, родится крепкий, здоровый, полноценный ребёнок. Впитав это состояние матери, он тоже будет счастливым. Сохранились свидетельства о том, что, примерно две тысячи лет назад, в Китае беременных женщин размещали в специальные, находившиеся в прекрасной местности, общины, в которых по особому графику звучала приятная музыка, женщины пели жизнеутверждающие песни, читали наполненные радостью стихи. Считалось, что погружение в эстетическую атмосферу прекрасного оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние матери и её будущего ребёнка. Эти выводы наших наблюдательных предков фактически отражают основные положения нового (на стыке медицины и образования) научно-практического подхода к проблемам обеспечения здоровья подрастающего поколения — пренатальной педагогики.

Известно, что педагогика — это наука о воспитании и обучении человека. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования заданных свойств личности. Следовательно, пренатальное (дородовое) воспитание есть целенаправленное воздействие на ребёнка до его появления на свет с целью формирования у него желаемых личностных качеств (например, качеств спортсмена). Таким образом, пренатальная педагогика — это дородовое воспитание и обучение, хотя она, разумеется, не предполагает усаживать за парты ещё не родившихся.

Внутриутробный ребёнок

К настоящему времени твёрдо доказано: на психофизическое состояние будущего ребёнка мощное воздействие оказывает течение беременности и родов, соматическое здоровье и психическое состояние его матери. Всё, что происходит с нею, ощущает и он. Одним из важных элементов психического развития внутриутробного ребёнка является возникновение у него пренатальной памяти. Запечатлеваются не только объективные морфо-функциональные особенности течения беременности и родов, но и субъективное отношение к нему его матери — со всеми положительными и негативными нюансами, которые лягут в основу их последующих взаимоотношений на всю жизнь. От того, какие сигналы он станет получать от матери, во многом будет зависеть его развитие и здоровье.

В последнее время установлено, что на этапе внутриутробного развития организма, когда морфологически формируются его органы и системы, одновременно начинается их функционирование. Ребёнок может слышать, различать голоса людей, особенно матери и отца, воспринимать музыку, видеть, чувствовать и даже обучаться. Поэтому в научных кругах возникла тенденция называть внутриутробно развивающийся организм не плодом, а внутриутробным ребёнком. Возведение растущего в чреве матери организма в статус человека, пока внутриутробного ребёнка, характеризует не только физиологический аспект, но и имеет огромное психолого-педагогическое, духовно-нравственное, воспитательное значение. В этом случае, например, аборт, рассматриваемый в настоящее время как «искусственное прерывание беременности», будет расцениваться уже как преднамеренное лишение жизни человека.

Поскольку эмоциональное, психическое, интеллектуальное формирование личности начинается в дородовый период, это время рассматривается сейчас как первый самостоятельный этап в психическом развитии человека. Коль скоро ребёнок воспринимает сенсорную информацию, значит, на него можно воздействовать средствами педагогики.

Однако нельзя не задуматься над вопросом: а нужно ли это ребёнку до его рождения? Ответ однозначен — необходимо! Даже в тех случаях, когда женщина здорова, беременность протекает без осложнений, а роды ожидаются нормальными, внешние воздействия различного характера весьма необходимы для оптимального внутриутробного развития плода, а также для адаптации его к внешней среде, в которой он скоро окажется. Но в нашей стране у большинства (до 90%) женщин наблюдается осложнённое течение беременности, нормальные роды отмечаются лишь у 20‑30% из них. Из этого следует, что внутриутробное развитие ребёнка, как правило, будет нарушено. Обратим внимание: применять лекарственные средства во время беременности крайне нежелательно в связи с их токсическим, тератогенным, мутагенным и прочими вредными и опасными воздействиями на внутриутробно развивающийся организм. Поэтому для предотвращения вероятных нарушений развития плода или их минимизации необходимо использовать имеющиеся в настоящее время психолого-педагогические средства, которыми располагает пренатальная педагогика.

Будущее закладывается сегодня

Концепция пренатального образования начала создаваться в развитых странах Европы и Америки в 70‑е годы прошлого века. Научно-технической базой послужило создание новой медицинской аппаратуры с использованием ультразвука, волоконной оптики и др., позволявшей вести наблюдения за состоянием внутриутробно развивающегося организма. Учение о дородовом воспитании и обучении быстро распространялось по планете, не оставляя сомнений в праве на своё существование. Авторы разработки направления в теории и практике спорта олимпийского образования, основанного, в первую очередь, на олимпийских идеалах и ценностях и призванного обеспечивать высший уровень спортивной подготовленности, также считают чрезвычайно важным для будущей спортивной карьеры человека в каких условиях протекало его внутриутробное существование. В частности, физическое развитие и уровень двигательной активности имеют непосредственное отношение к пренатальной педагогике.

Пренатальный онтогенез более всего изучен эмбриологами, биологами, физиологами, морфологами и медиками. Психологические аспекты внутриутробного этапа жизни человека обстоятельно исследует перинатальная психология и психология родительства. По мере того, как появлялись и осознавались обществом новые научные данные о пренатальном периоде жизни человека, разрабатывались оригинальные методики, создавалась система пренатального воспитания. Основной структурной единицей пренатальной службы в настоящее время являются кабинеты пренатальной педагогики. Главные задачи, которые решают их сотрудники: дородовое воспитание и обучение, подготовка молодых супругов к предстоящему материнству и отцовству, воспитание у них осознанной необходимости общения со своим будущим ребёнком до появления его на свет. В кабинете проводится музыкальная стимуляция внутриутробного развития ребёнка, прослушивание классических музыкальных произведений, психопрофилактическая подготовка к родам, выполнение специальных физических упражнений, просмотр тематических видеофильмов, раскрывающих жизнь до рождения, рисование, сочинение стихов, песен и сказок, снятие стрессовых состояний. Проводятся также занятия по организации правильного питания беременной женщины, по гигиеническому уходу, вскармливанию и воспитанию грудных детей. В поле зрения работников пренатальной службы находятся также и мужчины, для которых создаются школы будущих отцов. Здесь они приобретают знания о жизни детей до рождения, особенностях их дородового воспитания, а также о взаимоотношениях с беременной женой. Будущий отец должен оптимизировать психологический микроклимат в семье, что благоприятно скажется на внутриутробном развитии ребёнка.

Анализ эффективности деятельности кабинетов дородового воспитания показал, что у детей, подвергнутых пренатальному воздействию, физическое и нервно-психическое развитие значительно выше, а показатели заболеваемости существенно меньше, чем в контрольных группах.

Глоссарий

Продолжение. Начало в № № 2 (21) 2011‑ 4 (31) 2013 г.

Тератология — наука, изучающая отклонения от нормального строения организма; врождённые уродства.

Тератогенез — формирование аномалий и уродств у растений, животных, человека в результате нарушений процессов эмбрионального развития, обусловленных генетическими факторами, или неблагоприятными влияниями на плод, например, внутриутробной инфекцией.

Народная академия здравологии

Валерий ЧИМАРОВ отвечает на вопросы читателей

«Телевидение, радио, интернет, печатные СМИ всё чаще сообщают об ухудшении экологической ситуации в стране и связанным с этим резким увеличением заболеваемости и смертности. Действительно ли всё так трагично, или „зелёные“ нас пугают, сгущая краски?». Е.И. Ефимова, г. Ишим

- Вы задали чрезвычайно важный вопрос. «Зелёные» не преувеличивают. Если загрязнение окружающей среды будет происходить такими же темпами, как в последнее время, это может привести к экологической катастрофе, ставящей под сомнение не только сохранение здоровья и генофонда людей, но даже выживание человечества на всей планете.

 

Текст: Валерий Чимаров
Рубрики: Для пользы тела

Ваш комментарий

Автор:
Эл. почта: (не публикуется на сайте)