Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
Как взрастить олимпионика? Продолжение. Начало в № 3,4-2013 г.
Молодые супруги, у которых новорождённому исполнилось пять дней, задали мудрецу вопрос: «когда нам следует начинать воспитание ребёнка?»... Он ответил: «Вы уже опоздали».
Необыкновенное детство чемпиона Ответ древнего мудреца означает, что приступать к воспитанию ребёнка следует с первого дня его биологического существования, то есть с момента наступления беременности. Многочисленные научные исследования убедительно подтвердили гениальные догадки, основанные на внимательных наблюдениях наших предков. Они правильно считали: чтобы взрастить, скажем, сильного духом и телом воина, дееспособного труженика, или спортсмена олимпийского уровня, необходимо приложить немало специальных усилий на всех этапах онтогенеза (развития) ребёнка. О первом — подготовительном — этапе мы подробно рассказали в № № 3 и 4 (2013 г.) Второй этап — дородовый или внутриутробный — представляет собой биологическое существование организма будущего дитя в теле матери с момента соединения мужской и женской зародышевых клеток, и до рождения ребёнка. Этот этап иногда образно называют «детством до рождения». Мы рассматриваем его как первое, очень необыкновенное, детство чемпиона, чрезвычайно сложное и легко ранимое. От того, как будет оно протекать (а это полностью обусловлено образом жизни матери), зависит умственное и физическое развитие, здоровье человека на протяжении всей жизни.
Как родиться счастливым Чтобы произвести на свет физически крепкого, психически полноценного ребёнка, а тем более выдающегося спортсмена, необходимо прежде всего создать условия для его оптимального внутриутробного развития. Народная мудрость утверждает: если в период вынашивания младенца молодая здоровая женщина была окружена вниманием, заботой, лаской, любовью супруга, семьи, близких настолько, что чувствовала себя счастливой, то у неё, как правило, родится крепкий, здоровый, полноценный ребёнок. Впитав это состояние матери, он тоже будет счастливым. Сохранились свидетельства о том, что, примерно две тысячи лет назад, в Китае беременных женщин размещали в специальные, находившиеся в прекрасной местности, общины, в которых по особому графику звучала приятная музыка, женщины пели жизнеутверждающие песни, читали наполненные радостью стихи. Считалось, что погружение в эстетическую атмосферу прекрасного оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние матери и её будущего ребёнка. Эти выводы наших наблюдательных предков фактически отражают основные положения нового (на стыке медицины и образования) Известно, что педагогика — это наука о воспитании и обучении человека. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования заданных свойств личности. Следовательно, пренатальное (дородовое) воспитание есть целенаправленное воздействие на ребёнка до его появления на свет с целью формирования у него желаемых личностных качеств (например, качеств спортсмена). Таким образом, пренатальная педагогика — это дородовое воспитание и обучение, хотя она, разумеется, не предполагает усаживать за парты ещё не родившихся.
Внутриутробный ребёнок К настоящему времени твёрдо доказано: на психофизическое состояние будущего ребёнка мощное воздействие оказывает течение беременности и родов, соматическое здоровье и психическое состояние его матери. Всё, что происходит с нею, ощущает и он. Одним из важных элементов психического развития внутриутробного ребёнка является возникновение у него пренатальной памяти. Запечатлеваются не только объективные В последнее время установлено, что на этапе внутриутробного развития организма, когда морфологически формируются его органы и системы, одновременно начинается их функционирование. Ребёнок может слышать, различать голоса людей, особенно матери и отца, воспринимать музыку, видеть, чувствовать и даже обучаться. Поэтому в научных кругах возникла тенденция называть внутриутробно развивающийся организм не плодом, а внутриутробным ребёнком. Возведение растущего в чреве матери организма в статус человека, пока внутриутробного ребёнка, характеризует не только физиологический аспект, но и имеет огромное Поскольку эмоциональное, психическое, интеллектуальное формирование личности начинается в дородовый период, это время рассматривается сейчас как первый самостоятельный этап в психическом развитии человека. Коль скоро ребёнок воспринимает сенсорную информацию, значит, на него можно воздействовать средствами педагогики. Однако нельзя не задуматься над вопросом: а нужно ли это ребёнку до его рождения? Ответ однозначен — необходимо! Даже в тех случаях, когда женщина здорова, беременность протекает без осложнений, а роды ожидаются нормальными, внешние воздействия различного характера весьма необходимы для оптимального внутриутробного развития плода, а также для адаптации его к внешней среде, в которой он скоро окажется. Но в нашей стране у большинства (до 90 %) женщин наблюдается осложнённое течение беременности, нормальные роды отмечаются лишь у 20‑30 % из них. Из этого следует, что внутриутробное развитие ребёнка, как правило, будет нарушено. Обратим внимание: применять лекарственные средства во время беременности крайне нежелательно в связи с их токсическим, тератогенным, мутагенным и прочими вредными и опасными воздействиями на внутриутробно развивающийся организм. Поэтому для предотвращения вероятных нарушений развития плода или их минимизации необходимо использовать имеющиеся в настоящее время
Будущее закладывается сегодня Концепция пренатального образования начала создаваться в развитых странах Европы и Америки в 70‑е годы прошлого века. Пренатальный онтогенез более всего изучен эмбриологами, биологами, физиологами, морфологами и медиками. Психологические аспекты внутриутробного этапа жизни человека обстоятельно исследует перинатальная психология и психология родительства. По мере того, как появлялись и осознавались обществом новые научные данные о пренатальном периоде жизни человека, разрабатывались оригинальные методики, создавалась система пренатального воспитания. Основной структурной единицей пренатальной службы в настоящее время являются кабинеты пренатальной педагогики. Главные задачи, которые решают их сотрудники: дородовое воспитание и обучение, подготовка молодых супругов к предстоящему материнству и отцовству, воспитание у них осознанной необходимости общения со своим будущим ребёнком до появления его на свет. В кабинете проводится музыкальная стимуляция внутриутробного развития ребёнка, прослушивание классических музыкальных произведений, психопрофилактическая подготовка к родам, выполнение специальных физических упражнений, просмотр тематических видеофильмов, раскрывающих жизнь до рождения, рисование, сочинение стихов, песен и сказок, снятие стрессовых состояний. Проводятся также занятия по организации правильного питания беременной женщины, по гигиеническому уходу, вскармливанию и воспитанию грудных детей. В поле зрения работников пренатальной службы находятся также и мужчины, для которых создаются школы будущих отцов. Здесь они приобретают знания о жизни детей до рождения, особенностях их дородового воспитания, а также о взаимоотношениях с беременной женой. Будущий отец должен оптимизировать психологический микроклимат в семье, что благоприятно скажется на внутриутробном развитии ребёнка. Анализ эффективности деятельности кабинетов дородового воспитания показал, что у детей, подвергнутых пренатальному воздействию, физическое и
|
Текст: Валерий Чимаров
Рубрики:
Для пользы тела
Ваш комментарий