Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
ГЕОРГИЙ ГРЮНВАЛЬД КАК СИМВОЛ “ЛОКОМОТИВА”.
Автор | Сообщение | ||
svle Новичоксообщений: 19 Профиль |
Приступая к первому рассказу о тюменских футболистах-фронтовиках сороковых – пятидесятых годов, не могу унять душевного трепета: это были настоящие герои, защитники Родины, великие труженики и, одновременно великие спортсмены-любители. Футболом, в который они играли, наслаждались многие тысячи тюменцев, а сотни пацанов около них стали футболистами, спортсменами и просто – хорошими людьми… Итак, Георгий Константинович Грюнвальд (1922 – 1979 г.г.) - сын латышского стрелка, присланного в годы революции в Тюмень на помощь местным большевикам устанавливать советскую власть. Судьба его была незавидной, поскольку далеко не все местные жители, как это теперь хорошо известно, были за эту самую власть – сопротивлялись. В одной из перестрелок в 1926 году, как свидетельствует внучка большевика Ольга, никогда деда не видевшая, он был убит. Сын стрелка, названный как великий маршал будущей Победы, в довоенные годы увлекался спортом, был Ворошиловским стрелком и, как и многие другие пацаны, имел главные страсти - футбол и хоккей.
Они были популярнейшими видами спорта и тогда. Видный, физически крепкий и тренированный парень Гоша, уже тогда кое-что понимал в любимых играх, а поскольку жили Грюнвальды около станции, то и путь в спорт парню был ясный – через «Локомотив». Кстати, и свой трудовой путь Георгий начал именно на железной дороге: «Принят слесарем по ремонту паровозов в Тюменское депо», причём в 37-м он успевает пройти обучение и получить удостоверение помощника машиниста паровоза! В 1939-м в составе футбольной команды «Локомотив» семнадцатилетний Георгий выигрывает свою первую награду - Приз газеты «Тюменская правда». К слову, никаких сведений о манере игры, технике и результатах молодого полузащитника с тех времён мне найти пока не удалось даже в архиве семьи – что и не удивительно. Десятки прошедших лет привели к полному забвению целого периода развития тогдашнего тюменского спорта. Но – не всё потеряно, не всё! На войну Георгия призвали не сразу: на железной дороге трудовой народ был тоже очень нужен. Но, всё-таки, в октябре 194 года он становится солдатом Красной армии, и в составе 14 воздушно-десантной бригады участвует в кровопролитных оборонительных боях на Юго-Западном фронте. В феврале 1942 года наш герой получает тяжёлое ранение руки и попадает в госпиталь на целый… год! Держу в руке хиленький, тоненький листочек – справку эвакогоспиталя от 16 марта 1943 года, где говорится о том, что «красноармеец Грюнвальд Георгий Константинович получил тяжёлое ранение руки в боях с германскими фашистами и … имеет право носить соответствующий знак отличия». Так тогда благодарили наших воинов на ратные труды на поле боя! До самого конца Великой Отечественной Гвардии ефрейтор Г. Грюнвальд , после излечения, провоевал в 91-й отдельной стрелковой роте, не получив больше ни царапины, и был демобилизован только в октябре 1945 года. За время службы Георгий Константинович награждался за свои подвиги не один раз: на груди его красовались орден «Красная звезда», медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». За проявленный героизм и отвагу в боях за освобождение Украины, Польши и Германии от фашистов ему вручены 7 письменных благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина… Но ведь что интересно, но даже – не удивительно! Встречается в таких вот архивах настоящих футболистов-фронтовиков уже не в первый раз ( первый подобный случай – у Н.И.Белоусова!) – сведения об… игре в футбол во время и сразу после войны! И тут – пожалуйста: в архиве Г.К. Грюнвальда фотография, и не одна, футбольной команды его воинской части на фоне явно немецких домов! Разумеется, в составе и сам Георгий. Впрочем, чему удивляться – это же «Его величество футбол»! В конце 1945 года – происходит долгожданное возвращение домой; и сразу - к родному «Локомотиву». Он включился в кипящую футбольную жизнь города без промедления, и ему тут же поручают работу инструктора в ДСО «Локомотив». Он воссоздаёт и руководит в качестве играющего тренера команду железнодорожников, в которую вливаются все его старые, соскучившиеся по футболу и хоккею, друзья и соратники. В 1946 году он организует участие футбольной команды в соревнованиях Уральской зоны Первенства РСФСР среди коллективов физкультуры, которые предшествовали соревнованиям в классе «Б» на Первенство СССР. Преодоление массы трудностей и сложностей таких соревнований, в общих чертах, уже описано в статье «Локомотив послевоенный» - положительного результата, несмотря на поддержку руководства отделения дороги, достичь не удалось: но опыт был приобретён бесценный… В конце того же года Георгий Грюнвальд по каким-то причинам вернулся было к топке паровоза, но уже - теперь руководителем всего тюменского «Локомотива». Тут он трудится не только по футбольной части, но и развивает массовые виды спорта на тюменском отделении вплоть до 1950 года. Именно здесь он проявил все свои качества и футболиста, и тренера - организатора – при нём «Локомотив» «гремел» на всю округу и железную дорогу! В это же время наш герой Великой войны и футбола встречает ту самую единственную Надежду, которая становится его музой, и матерью его детей. Девчонки – надо признать, унаследовали отцовский спортивный дух сполна: старшая Галина усердно занималась в детстве фигурным катанием (был такой вид спорта, оказывается, у нас уже в пятидесятых годах!), а в волейболе достигла высокого звания кандидата в мастера спорта. Младшая Ольга занималась лёгкой атлетикой, конькобежным спортом (тренер – Б.А. Мишатин), пулевой стрельбой… Жаль, что пока не удаётся найти какие-то конкретные результаты игры полузащитника Георгия Грюнвальда: но, по словам немногочисленных свидетелей его игры, это был тяготеющий к нападению разыгрывающий, способный усилить атаку своей команды своим подключением, дальним ударом. В общем, талантище послевоенного «Локомотива» был «Гоша». Можно предположить, что по материальным соображениям в 50-м году Г.Грюнвальд возвращается к топке паровоза, и до 1959-го года водит поезда в качестве помощника и машиниста. Затем, идя в ногу с техническим перевооружением железной дороги, он заканчивает курсы машинистов тепловозов и блестяще постигает новую технику. Так, не бросая своего основного призвания – вождения грузовых и пассажирских поездов, он не расстаётся всю свою жизнь и с любимой игрой: в конце сороковых годов начинает тренерскую еятельность в «Локомотиве» на общественных началах. Через руки этого мастера и незаурядного футбольного педагога прошли многие десятки тюменских пацанов, некоторые из которых (например, Юрий Агиенко) по своим спортивным результатам и подготовке оказались со временем нужными командам мастеров уровня будущего класса «Б», некоторые отличились в других видах спорта. Но о них – немного позже… Раз уж начал про трудовую деятельность героя, то стоит, хотя бы кратко сказать, что Георгий Константинович, воспитанный как спортсмен и борец за победу, всегда старался достигать максимальных результатов во всех делах, за которые в жизни брался. О нём писали газеты, хвалили начальники. Ценили друзья и коллеги. В его трудовой книжке, любезно предоставленной мне для ознакомления дочерью Ольгой Георгиевной, пятьдесят восемь поощрений: есть, как говорится, «проходные», - «к датам», но их-то как раз не много. Зато большая часть – за безаварийную работу, за инициативу при тушении пожаров (десяток пожаров потушил Георгий Константинович!), за бдительность в пути следования, за экономию топлива… Сколько же труда, энергии и инициативы, а иногда и мужества, за этими простенькими строчками в трудовой книжке нашего героя! За это - благодарности, премии и Министерские премии. Всё – как на фронте было у Георгия Константиновича Грюнвальда! Тринадцать лет – до 1973 года, трудился этот выдающийся спортсмен – железнодорожник на тепловозах, а футболу он отдал ещё больше. Его души хватало на все главные дела его жизни: локомотивы с поездами, футбол с его воспитанниками и семью – оплот его душевного спокойствия. Но даже у такого физически мощного человека организм не «железный» - никто не считал, сколько сотен тонн угля он перекидал в топку паровоза за десятилетия, и как это отразилось на его здоровье после тяжёлого фронтового ранения… Отразилось. Он устал, заболел… Человек – не вечен, но память о такой знаковой фигуре тюменского футбола, конечно же, должна жить! Автор: С.В.Лелеко Последнее исправление: elgen, 11 октября 2010 г., 20:35. |