Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
ВЕЧНЫЙ СТРАЖ ВОРОТ «ЛОКОМОТИВА».
Автор | Сообщение | ||
svle Новичоксообщений: 19 Профиль |
Борис Петрович Ширко (1922 – 1995 г.г.) – знаковая фигура тюменского футбола 40-х - 60-х годов. Это ещё один воспитанник нашего «околожелезнодорожного» футбола, живший рядом со знаменитой в прошлом футбольной ареной. Вообще, судьбы очень многих футболистов, о которых рассказано в статье «Локомотив послевоенный», очень похожи: практически все жили рядом со станцией и с малолетства могли «дышать футболом», да и хоккеем тоже. Учились в железнодорожной школе №50. А это означало, что все эти пацаны – что ни говорите, были в какой-то степени, избавлены от пустыря как места первых футбольно-хоккейных опытов. Ну и главное, что у них на глазах были настоящие кумиры – футболисты, царившие в тюменском футболе в тридцатые годы…
Вот и Боря, родители которого переехали в Тюмень из охваченной гражданской войной Белоруссии, был как все. Но потянулся, несмотря на средний росток, к футбольным воротам; впрочем, сейчас уже никто не скажет точно, каковы были причины выбора такого амплуа. Важно то, что с детских лет до самого ветеранского возраста, наш герой никогда не покидал свою «рамку» именно в «Локомотиве»… Правда, в русском хоккее, по некоторым сведениям, мог сыграть и в поле. Говоря о похожести судеб мальчишек, имею в виду и профессиональную карьеру: уже в юном возрасте Борис становится учеником токаря в паровозном депо станции Тюмень, а к 1939 году уже получает 6 разряд. В 1940 году работает помощником машиниста паровоза, проходит обучение в дорожной школе и получает удостоверение помощника машиниста. Занятно сейчас читать перечень изучавшихся тогда рабочими предметов: кроме устройства и эксплуатации паровоза, теплотехники, правил технической эксплуатации железных дорог, русского языка и ряда других важнейших дисциплин, был предмет… политграмота: действительно, без этого – какой бы получался машинист! О футбольной карьере Бориса Ширко до войны не нашёл ни одного документа, кроме одной фотографии: он, безусый, стоит в команде таких же молодых мальчишек, по-видимому школьников, с мячом в руке… Будем надеяться, что кто-нибудь узнает своих дедов: ведь многие из этих юных футболистов, скорее всего, погибли в годы Великой Отечественной войны, на которую призвали и Бориса в ноябре 1941 года. В семейном архиве, любезно предоставленном его вдовой Зинаидой Ильиничной, к сожалению, нет сведений о том, где именно воевал наш герой: есть только одна справка, где написано, что стрелок 650-го стрелкового полка Ширко Б.П. получил сквозное ранение руки с повреждением лучевой кости и нервов… Это стало причиной признания его годным к нестроевой службе, и уже в 1942-м году он возвращается в родное депо. Можно предположить, что именно ранение и его последствия послужили причиной того, что на паровоз Борис Петрович больше не назначался; зато в цехе сразу стал бригадиром, затем, уже в 40-х -50-х годах - мастером. Поэтому боевая награда - орден Отечественной Войны 2 степени – у него одна, а за трудовую доблесть его награждали дважды: это медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За трудовое отличие». Думается, что не зря последняя медаль приравнивалась к фронтовой «За отвагу» - бланк удостоверения у них один и тот же… Ведь в тылу, особенно на железной дороге, был настоящий фронт: только трудовой. Но самое главное, конечно, то, что никакое ранение не повлияло на его увлечение футболом и хоккеем. И он – играл; и во время войны, и после. Теперь самое время сделать некое лирическое отступление (хотя, вроде, какая лирика во время войны) - без него судьба нашего героя могла стать совсем другой… … Жарким июнем 1941 года рязанская школьница - выпускница - комсомолка Зина радовалась жизни со своими сверстниками: сходу поступила в пединститут, и тут – война! Рязань фашисты начали бомбить сразу, нещадно. Вся молодёжь стала бойцами МПВО, затем Зину призвали в паровозо-ремонтную колонну, которая уже в июле, под непрерывными бомбёжками, подвозила военные грузы и занималась эвакуацией людей, предприятий, раненых – всего того, что необходимо было срочно вывозить в тыл страны. Работала эта колонна на Минском направлении; можно себе представить, что это был за ад. Она видела горящий Минск… А в это время, к слову, наш герой ещё трудился в Тюменском паровозном депо, и только в конце 41-го попал на фронт. До их встречи ещё целых три года… Комсомолка Зина была храброй девушкой и быстро научилась переносить тяготы, лишения своей тяжёлой даже для мужчин работы, но… признаётся – очень было страшно! Но всё преодолела, задачи – выполнила, родине помогла! Так продолжалось её служба до 1945 года, когда колонну направили на станцию Тюмень и поручили совсем другую, но не менее важную и тяжёлую работу – окончание строительства паровозного депо, которое и сейчас исправно работает – служит для ремонта тепловозов. И вот тут-то в начале 1946 года и произошла встреча Бориса Ширко – уже известного вратаря, со своей будущей «половинкой». Между прочим, знакомство их напрямую связано с футболом: приглянулся Зине именно популярный в городе вратарь, а не замечательный токарь-слесарь… В 46-м в семье Ширко появился первенец Коля; полный порядок на работе, а в «Локомотиве» Борис – ведущий страж ворот. Дружная команда, состоящая из друзей и довоенных товарищей, как известно, пробует силы в Первенстве Урала по футболу… Его молодая супруга – в курсе футбольных проблем своего мужа, знает всех футболистов «Локомотива» так, что до сих пор может о каждом рассказать очень многое. Она – завсегдатай на стадионе, и вся команда в доме Ширко - всегда желанные гости. Каково, всё-таки, своеобразие тех замечательных послевоенных времён! Ведь в команде играли и слесаря-токаря , и паровозные машинисты и их помощники, работники профсоюза, учителя и даже… начальник станции Тюмень Николай Кубасов. Именно все эти люди были сплочённой футбольной и хоккейной командами. Настал 1947 год, когда на семейном совете решили, тем не менее, переехать в Рязань, на родину Зинаиды Ильиничны – уж очень ей хотелось на свою родину. Сказано – сделано, переехали. В Рязани ценного работника сразу взяли на завод «Рязаньсельмаш» токарем: « золотые руки», особенно в то тяжёлое послевоенное время, были очень нужны. Но что же известно про футбол? А многое: например то, что Борис Ширко сразу занял место в воротах заводской команды, игравшей на первенство города. Но… тяжело было нашему герою в новой для него команде: не было взаимопонимания, дружеской поддержки и «чувства локтя» прежних друзей-партнёров. Опять же, не было хоккея… Так что 47-й в его футбольной карьере оказался самым тяжёлым и сложным годом. В 48-м родилась дочь Люба, и… новый семейный совет решает вернуться в Тюмень. Лёгкие на подъём были молодые Ширко… Теперь Борис Петрович уже никогда не покидает родной город, депо и, конечно же, родную команду: долго выступает в воротах на первенство города, вместе с другом и партнёром по команде Георгием Грюнвальдом находит время для передачи своего богатого футбольного и хоккейного опыта молодёжи. Рядом с ним, к слову, вырастает в очень известного вратаря ещё один воспитанник «Локомотива» - Владимир Сидоров. Здесь, думается, уместно ещё раз вспомнить о том, как уважали и любили этого замечательного спортсмена-любителя, болельщики – особенно молодёжь. Историю о его чемоданчике, уже рассказанную в одном из номеров «Курьера», так и хочется повторить; потому, что трудно такое представить сейчас. Ну вот, предположим – болельщик «Петя N» забегает к родителям, например, Константина Фишмана (по его просьбе, разумеется), чтобы взять чемоданчик со спортивной амуницией, и доставить его на стадион «Строймаш»… Звучит в наше время довольно странно, если не сказать ещё как-нибудь… Но есть тот самый, настоящий «Петя N» - это Геннадий Иванович Хомутов, далеко не последний человек в тюменском спорте. Впрочем, я повторяюсь – просто так хочется напомнить о том, что было… Нельзя, как водится в таких случаях, не вспомнить о том примере, которым являлся отец Ширко своим детям: сын Николай и дочь Любовь, бывшие учащиеся той самой, знаменитой в спортивном смысле железнодорожной школы номер 50, уже «по определению» были «приобщены» к спорту. Николай Борисович в своё время здорово выступал в баскетбольных командах города на первенство Тюмени и области, а дочь Любовь Борисовна успешно занималась фигурным катанием на том же льду «Локомотива»… Время неумолимо движется вперёд, и это нормально. Плохо только одно: что забывается всё то хорошее, и даже очень значимое для нашей истории, без которой, как известно, не бывает настоящего и будущего. Причём, забываются конкретные люди спорта, делавшие эту историю. Например – наш герой, солдат и футболист Борис Петрович Ширко. Есть смысл поработать над устранением этого недостатка.
Автор: С.В.Лелеко Последнее исправление: elgen, 11 октября 2010 г., 20:37. |