Партнерские ссылки
Конкурс прогнозов
«СПОРТ-РЕГИОН» В «СПОРТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»
В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...
В Увате стартовал сезон большого биатлона
Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...
“ЛОКОМОТИВ” ПОСЛЕВОЕННЫЙ.
Автор | Сообщение | ||
svle Новичоксообщений: 19 Профиль |
«Суперкоманда», «звёзды тюменского футбола», или как-нибудь ещё могли бы назвать послевоенную футбольную команду железнодорожников несметное число болельщиков тогдашнего футбола, если бы знали эти сегодняшние термины… Но что было – то было, и изучение этого феномена, теряющегося в весьма далёких уже сороковых годах, требует очень скурпулёзного и тщательного поиска документов, фотографий и живых свидетелей того футбола, тех кумиров. Хотя и тут следует учесть, что свидетели эти – дай им Бог здоровья, уже помнят не всё и не всегда… Итак, небольшой обзор будет предварять рассказы о некоторых, самых популярных и значимых личностях тюменского «Локомотива» того замечательного времени, материалы о которых удалось найти. Радует, что ещё имеются некоторые документы в архивах, например заявочный состав команды 1946 года на первенство Уральской зоны РСФСР. Для начала отметим интересный факт: несмотря на то, что в 1941 – 1945 годах шла Великая Отечественная война, в нашем тыловом городе, вместившем в себя не только эвакуированные заводы, но и до трёх военных училищ одновременно, несколько госпиталей - футбол не прекращался! Это подтверждается документально – в архиве современной истории Тюменской области имеется так же небольшой листок, может быть – программка, традиционного блиц-турнира по футболу на приз газеты «Тюменская правда», состоявшийся 9 мая 1946 года. Так он назывался потому, что проводился и в 1945 –м (победитель – «Спартак») году, и в 1944-м (победитель снова «Спартак»), в 1943 –м (победителем была команда гарнизона); в 1942-м опять победили военные, в тяжком 1941-м, тем не менее, турнир тоже был, и победитель оказался «Локомотив», который побеждал и в 1939-м году. В 1940-м приз взяли военные, а в 1938-м – видимо в первом турнире (как тогда называли «розыгрыше») победила команда «Судостроитель». Все эти, на первый взгляд нехитрые документы, найденные в архиве Тюменской области добровольным помощником клуба болельщиков Николаем Квитовым, позволяют сделать вполне определённый вывод: тяга людей к футболу, несмотря ни на что, была неистребимой. Люди хотели играть, болеть и наслаждаться любимым зрелищем, а их начальники – ещё те болельщики - всячески этому способствовали. Несмотря ни на что – войну, плохое или недостаточное питание, не те «газоны» футбольных полей и экипировку, большую физическую и всякую другую нагрузку: всё было нипочём! Итак, «Локомотив» послевоенный – практически весь из фронтовиков, многие после ранений, контузий. Все - «от станка», только у каждого – свой. Лидирующие позиции в составе команды занимали представители самой трудной профессии – паровозные машинисты и кочегары. Разумеется, никаких тренеров. Но был главный «заводила» - играющий тренер, как сейчас бы сказали, и футболист с довоенным стажем, кочегар, позже помощник машиниста паровоза «ФД» ( такой же стоит около Дома культуры железнодорожников) – полузащитник Георгий Грюнвальд («Гоша») 1922 года рождения. Он же, с перерывами, четыре года работал председателем ДСО «Локомотив». Получил тяжёлое ранение в Великую Отечественную войну.
Далее перечислим основной состав этой замечательной команды слева направо: полузащитник Евгений Логинов 1917 года рождения – учитель физики и физкультуры железнодорожной школы №50. Вратарь Борис Ширко 1922 года рождения – токарь цеха подъёмочного ремонта паровозов, затем бригадир, мастер. Нападающий Владимир Мазанкин – из «молодёжи», 1924 года рождения – помощник машиниста паровоза. Далее стоит защитник Иван Шмелёв 1917 года рождения, слесарь паровозного депо, а следующий футболист с перевязанной головой – нападающий Григорий Колмогоров 1921 года рождения («Гриба») – тогда профсоюзный работник, будущий «Динамовец». Рядом – нападающий Николай Первухин 1918 года рождения – в то время профсоюзный работник из прямо-таки футбольной семьи: его младший брат Павел, здравствующий поныне, до сих пор «закоренелый спартаковец». Полузащитник Николай Клевцов 1921 года рождения внимательно смотрит в объектив – в то время он помощник машиниста паровоза, скоро станет ведущим футболистом нашего «Динамо», вырастет в одного из самых известных тренеров по футболу и хоккею. Рядом с ним – знаменитый уже тогда с довоенных времён нападающий Дмитрий Турлаков 1918 года рождения («Митюса») – известный тюменский лётчик гражданской авиации, сбитый фашистами в Великую Отечественную войну. Его судьба здорово описана в прекрасной книге московского писателя А.В. Василишина «Пасынки отечества», только там он ошибочно назван «Митюша»; но про его футбольные подвиги речь ещё впереди! Рядом с ним ещё один фронтовик - защитник Виктор Игнатьев 1922 года рождения – учитель физкультуры в железнодорожной школе и выдающийся щёголь: как он умудрялся в те времена доставать и носить модные вещички – не известно, но трость и курительная трубка дополняли его оригинальный облик так, за что к нему навечно «приклеилась» кличка «американец»… Предпоследним на фото стоит уже упомянутый выше Георгий Грюнвальд, а самый правый – нападающий Леонид Конколович (прямо почти «колокольная», звучная фамилия!) 1914 года рождения – машинист – инструктор паровозного депо, как правило, очень занятой на своей ответственной работе. На снимке видно как радуется этот совсем уже не мальчик тому, что впереди, наконец, игра… А ещё в основном составе играли те, кого нет на этом снимке: Леонид Аликов 1920 года рождения – полузащитник, работал в дистанции гражданских сооружений отделения железной дороги, Николай Полетаев 1914 (!) года рождения – нападающий, машинист паровоза, который никак не мог наиграться в любимую игру – ни до ни после войны… Периодически заявлялись и играли за эту команду такие известные футболисты, как молодой защитник Борис Елькин ( в то время – «Спартаковец»), вратарь Ремезов, защитник Василий Хомутов, Николай Набоков, Николай Кубасов (между прочим, начальник станции Тюмень!), Виктор Черноскутов, Дмитрий Нолин… Разумеется, все эти люди были любителями - но какими! Ведь им никто не предоставлял никаких льгот, поблажек. Начальник отделения дороги, конечно, давал возможность бесплатного проезда – но тогда все железнодорожники, практически, имели такое право. А вот перекидать десять тонн угля за смену в топку паровоза «ФД» вместо кочегара, к примеру, никто не мог – замен-то не было! А играть надо: придумайте сами как, когда и каким образом эти люди ухитрялись быть ещё и футболистами. Но – ухитрялись, могли. И у них были помощники; например, мальчишки, которых сейчас можно было бы назвать фанатами, но что-то язык не поворачивается. И вот почему: они футбол и своих кумиров не просто любили - обожали, для них они могли сделать буквально всё. Нет, они не владели «искусством кричалок», не барабанили и не бросали на поле фальшфейеры и ракеты – даже если бы они у них были, им бы не пришло это в голову. Вопили имена и клички любимцев, как правило «хором» – это да! Зато, как свидетельствует один из них – ныне Заслуженный работник физической культуры Российской федерации, судья Всесоюзной категории по лёгкой атлетике и вообще – Олимпийский Арбитр - Геннадий Иванович Хомутов, эти самые пацаны помогали футболистам практически. Например, сам Геннадий Иванович – тогда просто Генка, умел угодить своему личному кумиру – вратарю Борису Петровичу Ширко, помочь в таком простом, вроде, деле, как принести из дома его футбольную амуницию. Дядя Боря заранее просил Гену зайти к нему домой перед игрой: «Родителям моим скажи, что для меня – они дадут тебе чемоданчик…». И Гена стремглав, а главное – вовремя, приносил чемоданчик прямо на стадион, к игре, чтобы дядя Боря смог успеть переодеться, едва прибежав из депо… Практически у каждого футболиста, и не только «Локомотива», в то время были такие добровольные помощники, стремившиеся помочь «своему» футболисту. Такие были времена и взаимоотношения. Надо признать, что поднести чемоданчик любимого игрока – это была широко распространённая традиция во всём советском футболе тех лет. Так что чемпион города и Области «Локомотив» в том далёком 1946 году, на волне всенародной любви, огромного желания футболистов и непомерных амбиций руководителей, решил побороться на уровне Уральской зоны первенства РСФСР. С разъездами, жёстким календарём и… тяжёлой работой, которую никто не мог бросить. Представить такое сейчас тяжело – но было именно так. Есть и результаты выступления команды в том далёком сезоне, вот они: 26 мая – с «Дзержинцем» Нижний Тагил – 0 : 0, 29 мая – с «Динамо» Свердловск – 3 : 9, 2 июня – с «Металлургом Востока» Первоуральск – 2 : 4, 6 июня – с «Динамо» Молотов (теперь это Пермь) – 0 : 2, 14 июня – с «Цветметом» Каменск – Уральский – 2 : 1; 16 июня на игру с челябинским «Динамо» наша команда не явилась: по-видимому возникли сложности или со сбором игроков, не успевавших со своих паровозов, или с переездом, или все причины возникли сразу. Последняя игра команды в этом турнире была с «Лысьвой» из одноимённого уральского города – победа 2 : 1, после чего за нарушение регламента наш «Локомотив» был снят с соревнований. Совместить жаждущих побед любителей с практически профессиональным футболом не удалось – такие проблемы испытывали тогда все в советском футболе. Скоро в стране начнётся период «стыдливого профессионализма», когда до самого конца великой советской державы у нас «не будет профессиональных футболистов», но будут периодически появляться настоящие «звёзды» мирового уровня. Но уже не от «станка», а от труда и таланта их самих и их тренеров. Вскоре сменятся начальники, изменятся приоритеты, уйдут фронтовики-футболисты, и «Локомотив» потеряет свои безоговорочные позиции в тюменском футболе. Возникнут другие «суперклубы», стоявшие на энтузиазме своих начальников. Но то послевоенное время никогда не забудется, а выступления вышеперечисленных футболистов - настоящих любителей этой замечательной игры - есть пример современной футбольной молодёжи. Думаю, что просто необходимо рассказать, по возможности, об этих замечательных спортсменах. Сейчас – к великому сожалению, в нашем городе понятие спорта и футбола на тюменском отделении Свердловской железной дороги, похоже, полностью утрачено. Знаменитый, как теперь говорят, «бренд» - «Локомотив» - удивительное дело – никому не нужен! Правда, ещё существует та, самая старая тюменская футбольная арена – немой свидетель спортивных подвигов ушедших от нас футболистов-железнодорожников, воинов и защитников нашей Родины. Вечная им Память и признательность тюменских болельщиков!
Автор: С.В.Лелеко Последнее исправление: elgen, 11 октября 2010 г., 20:38. |