Field 'nick' doesn't have a default value

“ЛОКОМОТИВ” ПОСЛЕВОЕННЫЙ. | Журнал «Спорт-регион»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»

В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...

В Увате стартовал сезон большого биатлона

Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...

Имя пользователя:
Пароль:
 Запомнить
Регистрация

Обратная связь

“ЛОКОМОТИВ” ПОСЛЕВОЕННЫЙ.

Автор Сообщение

svle

Новичок
сообщений: 19
Профиль
#1, 24 августа 2010 г., 12:59 Ответить

«Суперкоманда», «звёзды тюменского футбола», или как-нибудь ещё могли бы назвать послевоенную  футбольную  команду  железнодорожников  несметное  число болельщиков тогдашнего футбола, если бы знали эти сегодняшние  термины… Но что было – то  было, и изучение этого феномена, теряющегося в весьма  далёких   уже сороковых  годах, требует очень скурпулёзного и тщательного поиска  документов, фотографий и живых свидетелей того футбола, тех кумиров.  Хотя и тут следует учесть, что свидетели эти  –  дай  им  Бог  здоровья,  уже помнят не всё и не всегда…

      Итак, небольшой обзор будет предварять рассказы о некоторых, самых популярных и значимых личностях тюменского «Локомотива» того замечательного времени, материалы о  которых  удалось  найти.   Радует,  что ещё  имеются  некоторые  документы в архивах, например заявочный состав команды 1946  года на первенство Уральской зоны  РСФСР.

        Для начала отметим интересный факт: несмотря на то, что в 1941 – 1945 годах шла Великая Отечественная война, в нашем тыловом городе, вместившем в себя не только эвакуированные  заводы,  но  и  до  трёх военных училищ  одновременно, несколько госпиталей - футбол не  прекращался!  Это подтверждается документально – в архиве  современной истории Тюменской области имеется так же небольшой листок, может быть – программка,  традиционного блиц-турнира по  футболу  на  приз  газеты  «Тюменская правда»,  состоявшийся 9 мая 1946 года.  Так  он  назывался потому, что проводился  и  в 1945 –м (победитель – «Спартак») году, и в 1944-м (победитель снова «Спартак»), в 1943 –м  (победителем  была  команда гарнизона);   в  1942-м  опять победили военные, в тяжком 1941-м, тем не менее,  турнир  тоже  был,  и  победитель оказался  «Локомотив»,  который побеждал и в 1939-м году.

В 1940-м приз взяли военные, а в 1938-м – видимо в первом турнире  (как тогда называли «розыгрыше»)  победила команда  «Судостроитель».  Все эти, на первый взгляд нехитрые документы,  найденные  в архиве  Тюменской  области  добровольным  помощником  клуба  болельщиков  Николаем  Квитовым,   позволяют сделать вполне  определённый вывод: тяга людей к футболу, несмотря ни на что,  была неистребимой.  Люди хотели играть,  болеть   и   наслаждаться любимым зрелищем, а их начальники – ещё  те  болельщики  -  всячески этому способствовали.  Несмотря ни на  что – войну,  плохое или недостаточное питание, не те «газоны»  футбольных полей и экипировку,  большую физическую и всякую  другую нагрузку: всё было нипочём!

      Итак,   «Локомотив»   послевоенный  –  практически весь из фронтовиков,  многие   после ранений,  контузий.   Все -  «от станка», только у каждого –  свой. Лидирующие позиции  в  составе  команды   занимали  представители  самой  трудной  профессии – паровозные машинисты и кочегары.  Разумеется, никаких тренеров.  Но был главный «заводила»  -  играющий тренер,  как  сейчас бы сказали,   и   футболист с довоенным стажем,  кочегар,   позже   помощник  машиниста паровоза  «ФД» ( такой же стоит около Дома культуры железнодорожников)  –  полузащитник    Георгий   Грюнвальд  («Гоша») 1922 года рождения.  Он же, с перерывами, четыре года работал председателем  ДСО  «Локомотив».  Получил тяжёлое ранение в Великую Отечественную войну.

Далее перечислим основной состав этой замечательной команды слева направо: полузащитник  Евгений  Логинов 1917 года рождения – учитель физики и физкультуры железнодорожной школы №50. Вратарь Борис Ширко 1922 года рождения –  токарь цеха  подъёмочного ремонта паровозов,  затем бригадир,  мастер. Нападающий Владимир Мазанкин – из «молодёжи»,  1924 года рождения –   помощник  машиниста паровоза. Далее стоит защитник Иван Шмелёв 1917 года рождения,  слесарь  паровозного депо,  а следующий футболист с перевязанной головой – нападающий  Григорий Колмогоров  1921 года рождения («Гриба») – тогда профсоюзный работник, будущий «Динамовец». Рядом – нападающий Николай Первухин 1918 года рождения – в то время профсоюзный работник из прямо-таки футбольной семьи: его младший брат Павел, здравствующий поныне,  до сих пор «закоренелый спартаковец». Полузащитник  Николай Клевцов 1921 года рождения внимательно смотрит в объектив – в то время он  помощник  машиниста паровоза,    скоро станет ведущим футболистом нашего «Динамо», вырастет в одного из самых известных тренеров по футболу и хоккею. Рядом с ним – знаменитый уже тогда с довоенных времён нападающий Дмитрий Турлаков 1918 года рождения  («Митюса») – известный тюменский лётчик гражданской авиации,   сбитый  фашистами  в   Великую Отечественную войну. Его судьба здорово описана в прекрасной книге московского писателя А.В. Василишина «Пасынки отечества», только там он ошибочно назван «Митюша»;  но про его футбольные подвиги речь ещё впереди!  Рядом с ним ещё один  фронтовик - защитник  Виктор Игнатьев  1922 года рождения  –  учитель физкультуры   в железнодорожной школе и выдающийся щёголь: как он умудрялся в те времена доставать и носить модные вещички – не известно, но трость и курительная трубка дополняли его оригинальный облик  так, за что к нему навечно «приклеилась» кличка «американец»… Предпоследним на фото стоит уже упомянутый выше Георгий  Грюнвальд, а самый правый – нападающий  Леонид Конколович  (прямо почти «колокольная», звучная фамилия!)  1914 года рождения – машинист – инструктор паровозного депо, как правило, очень занятой на своей ответственной работе.  На снимке видно как радуется этот совсем уже не мальчик тому,  что впереди, наконец, игра…  А ещё в основном составе играли те, кого нет на этом снимке: Леонид  Аликов   1920   года рождения – полузащитник, работал  в  дистанции гражданских сооружений отделения железной дороги,  Николай Полетаев 1914 (!) года рождения – нападающий, машинист паровоза,  который  никак не  мог  наиграться в любимую игру  –  ни  до ни после войны…  Периодически  заявлялись  и  играли  за  эту  команду такие известные футболисты, как молодой  защитник  Борис Елькин ( в то время – «Спартаковец»),  вратарь Ремезов,  защитник Василий Хомутов, Николай Набоков,  Николай Кубасов  (между прочим, начальник станции Тюмень!), Виктор Черноскутов, Дмитрий Нолин…

        Разумеется,  все эти люди были любителями - но какими! Ведь им никто не предоставлял  никаких льгот,  поблажек.  Начальник отделения дороги,   конечно,  давал возможность бесплатного проезда – но тогда все железнодорожники, практически, имели такое право. А вот перекидать десять тонн угля за смену в топку паровоза  «ФД»  вместо кочегара, к примеру,  никто не мог – замен-то не было!  А играть надо: придумайте сами как, когда и каким образом эти люди ухитрялись быть ещё и футболистами.

      Но – ухитрялись, могли. И у них были помощники; например, мальчишки, которых сейчас можно было  бы  назвать фанатами,   но что-то язык не поворачивается.  И вот почему: они футбол  и  своих кумиров не просто любили - обожали,  для них они могли сделать буквально всё.   Нет,  они  не  владели  «искусством  кричалок», не барабанили и не бросали на поле фальшфейеры  и  ракеты – даже если бы они у них были,   им бы не пришло это в голову. Вопили  имена и клички любимцев, как правило «хором» – это да!  Зато, как свидетельствует один из них  –  ныне Заслуженный работник физической  культуры  Российской федерации, судья  Всесоюзной категории по лёгкой атлетике и вообще – Олимпийский Арбитр  - Геннадий  Иванович  Хомутов, эти самые   пацаны  помогали футболистам  практически. Например,  сам    Геннадий Иванович – тогда просто Генка,  умел угодить своему личному кумиру  –   вратарю  Борису  Петровичу  Ширко,  помочь  в   таком простом, вроде, деле, как принести из дома его футбольную амуницию.  Дядя Боря заранее просил Гену зайти к нему домой перед игрой: «Родителям моим скажи, что для меня – они дадут тебе чемоданчик…».  И Гена стремглав, а главное – вовремя, приносил     чемоданчик прямо на  стадион, к игре,  чтобы дядя  Боря смог успеть переодеться, едва прибежав из депо… Практически у каждого футболиста,  и  не  только  «Локомотива»,  в  то время были такие добровольные помощники, стремившиеся помочь «своему» футболисту.  Такие были  времена  и взаимоотношения.  Надо признать,  что   поднести чемоданчик любимого игрока – это  была  широко  распространённая  традиция  во  всём  советском футболе тех лет.

       Так что чемпион города и Области  «Локомотив» в том далёком 1946  году,  на волне  всенародной любви,  огромного желания  футболистов и  непомерных  амбиций руководителей, решил побороться на уровне Уральской зоны первенства РСФСР. С разъездами,       жёстким  календарём  и…  тяжёлой работой, которую никто не мог бросить. Представить  такое сейчас тяжело – но было именно так. Есть  и  результаты  выступления  команды  в  том далёком сезоне, вот они: 26 мая – с «Дзержинцем» Нижний Тагил – 0 : 0,  29 мая – с «Динамо» Свердловск – 3 : 9, 2 июня – с «Металлургом Востока» Первоуральск – 2 : 4,   6 июня – с «Динамо» Молотов (теперь это Пермь) – 0 : 2,   14 июня – с «Цветметом» Каменск – Уральский – 2 : 1; 16 июня на игру с челябинским «Динамо» наша команда не явилась: по-видимому возникли сложности или со сбором  игроков,   не успевавших   со   своих паровозов,  или  с  переездом,  или все причины возникли  сразу.    Последняя игра команды в этом турнире была с «Лысьвой» из одноимённого уральского города – победа 2 : 1,  после чего за нарушение регламента наш «Локомотив» был снят с соревнований.

       Совместить жаждущих побед любителей с практически профессиональным футболом не удалось – такие проблемы испытывали тогда все в советском футболе. Скоро в  стране  начнётся  период  «стыдливого   профессионализма», когда  до  самого  конца   великой советской  державы  у  нас  «не   будет  профессиональных  футболистов», но  будут периодически появляться настоящие «звёзды» мирового уровня. Но уже не от «станка», а от труда и таланта их самих  и  их  тренеров.

       Вскоре сменятся начальники, изменятся приоритеты,  уйдут  фронтовики-футболисты, и  «Локомотив» потеряет свои безоговорочные позиции в тюменском футболе.  Возникнут другие «суперклубы»,   стоявшие на энтузиазме своих начальников. Но то послевоенное время  никогда не забудется, а выступления  вышеперечисленных    футболистов - настоящих любителей этой замечательной игры  -  есть пример современной футбольной молодёжи.  Думаю, что просто необходимо рассказать, по возможности, об этих замечательных спортсменах.

            Сейчас – к великому сожалению,  в нашем городе понятие спорта и футбола на тюменском  отделении  Свердловской  железной  дороги,   похоже, полностью  утрачено. Знаменитый, как теперь  говорят,  «бренд»  -  «Локомотив» - удивительное дело – никому не нужен!  Правда,  ещё существует  та, самая старая тюменская футбольная арена – немой свидетель спортивных подвигов ушедших от нас  футболистов-железнодорожников, воинов и защитников нашей     Родины.

             Вечная им Память и признательность тюменских болельщиков!

                                                                                                                     Автор: С.В.Лелеко

Последнее исправление: elgen, 11 октября 2010 г., 20:38.