Field 'nick' doesn't have a default value

ФУТБОЛЬНО-ХОККЕЙНАЯ СУЩНОСТЬ НИКОЛАЯ КУБАСОВА. | Журнал «Спорт-регион»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»

В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...

В Увате стартовал сезон большого биатлона

Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...

Имя пользователя:
Пароль:
 Запомнить
Регистрация

Обратная связь

ФУТБОЛЬНО-ХОККЕЙНАЯ СУЩНОСТЬ НИКОЛАЯ КУБАСОВА.

Автор Сообщение

svle

Новичок
сообщений: 19
Профиль
#1, 24 августа 2010 г., 13:21 Ответить

Время мчится вперёд, всё меньше свидетелей  послевоенного Тюменского футбола и хоккея. Слава Богу,  удаётся  ещё  найти  документы,  характеризующие некоторых  тружеников  тыла,  в частности железной дороги, как заядлых  футболистов  и хоккеистов. Причём,  как уже подчёркивалось в прошлых публикациях о Тюменском «Локомотиве» 1946 года (а я всё ещё о нём),   этой  «болезни» были  подвержены  работники  железной  дороги  всех  рангов и служебного положения – и  слесаря, и паровозные машинисты с их  помощниками, профсоюзные  работники  и  учителя, и даже  начальник станции Тюмень Николай Иванович Кубасов, о  котором и сегодняшний рассказ.

Фигура нашего героя, в своё время весьма известная по производственной части, теперь крепко забыта,  хотя о нём есть   прекрасный  очерк  в  книге  «Жизнь и судьба моя – железная дорога»  (Очерки о людях Свердловской ж.д. 2003 год; о футболе там – ни слова).  Энергичный, знающий специалист  от  трудностей  своей  работы  не  бежал – он их  умел преодолевать. Напомню,  что речь идёт  о  годах сороковых  и пятидесятых,  когда железные дороги  в тылу  были  почти  как  на войне, на  военном положении. Но вначале,  кратко, о нём    самом, родившемся в курганской деревне в 1917 году. Многодетная  семья  волостного  писаря, после скоропостижной  смерти  отца,   на фоне жёсткой ломки социальных устоев прошлого,  вмиг  стала нищей;  малолетний  Николай  с братьями и сёстрами научился выпрашивать подаяние по соседним сёлам. Затем семья, как многие тысячи других подобных,  частично разбрелась, и при матери остались только  двое  –  самый младший  и старшая сестра, сумевшая   утвердиться в комсомоле. По этой причине они и переехали в Тюмень, где Коля закончил  известную пятидесятую школу, а затем сумел поступить в  Новосибирский  институт инженеров  железнодорожного  транспорта.   Выбор  его  определился  простыми  расчётами: «сидеть на  шее»  у  мамы и сестры он не мог, а в ВУЗе  транспортном  давалось не  только прекрасное образование и специальность, но и стипендия  и обмундирование…

Сведений о том,  когда Николай Кубасов  впервые  познакомился с мячом футбольным   и хоккейным у меня нет: есть только косвенные,  призрачные догадки. Район  железнодорожной станции,  где жили Кубасовы  и  где  находилась школа, был «болен» этими видами спорта.  Под боком у всех страждущих «лавров победителей» - стадион «Локомотив». Не мог парнишка быть хуже других, не мог.   Играл – уверенность «стопроцентная». В  железнодорожном  ВУЗе  спорт всегда – особенно  в предвоенные годы, конечно же,  был на первом месте. Значит и там Николай не отсиживался «в запасе». Так что к окончанию института в 1942 году –  в тяжелейшее для страны  и   её  транспорта  время,  молодой  движенец  Н.И. Кубасов,  получивший  назначение дежурным по станции  Тюмень и «броню» от  призыва на фронт,  имел солидную  закалку не только производственную,  но  и  разностороннюю спортивную.  Но… это, опять же, пока догадки!

К слову, скупые строчки  документов, найденных в архиве Тюменского отделения Свердловской  железной дороги, подтверждают  тот  факт,   что это был «крепкий   парень»: производственные практики он проходил с отличными оценками: в 1939 году – помощником машиниста паровоза, в 1940-м – дежурным по станции, в 41-м – поездным  диспетчером. Что за год был 1942-й и что такое была  для движения поездов с грузами для фронта станция  Тюмень,  долго объяснять нет смысла: это был один из важнейших  транзитных пунктов между охваченной войной европейской частью страны и работавшей на оборону Сибирью и Дальним востоком. Эшелоны  должны были  следовать в обоих направлениях  без сбоев,  так что на дежурном по станции ответственность была огромная. В те времена «виноватых»   находили очень быстро; значит, любая ошибка,  даже стечение обстоятельств, могли привести не только к снятию с должности, но и к чему-то похуже… Вчитываюсь в выцветшие чернила его анкеты, в   которой  упоминаются два взыскания, полученные им зимой 1942 года: первое – «За срыв отправки грузового поезда на три (!) часа», второе – за размороженный  ледник.  А ведь могло быть гораздо  хуже  выговоров – стоило только «подвести базу»… Могу  себе представить ситуацию: мороз градусов под сорок, при смене паровоза что-то где-то  у  сменного локомотив  перемёрзло, или вода, например, в гидранте  -  и всё! Отогревать паром, горячей водой,  да если ночью… Время в такой момент идёт быстро, а график, конечно, ломается. Но были и поощрения за ударный труд. Бог  миловал Николая Ивановича, и начальники были  хорошие, раз уже в 1943-м его назначают  начальником станции Тура – перевалочного, между прочим,  пункта  с  водного  на железнодорожный транспорт в то далёкое время! На этом ответственном посту он трудится до начала 44-го, а затем назначается поездным диспетчером. Что это за работа вряд  ли   возможно пояснить  кратко в небольшой статье, но скажу, что в руках  этого специалиста  круглосуточно  всё движение поездов на отделении  железной  дороги.   Прибавить сюда  военное положение,  введённое  на железных дорогах  СССР с 15 апреля  1943 года, и станет понятна, может быть, вся  мера ответственности за результаты организации  бесперебойного  движения  поездов. Видимо, инженер-лейтенант движения (такое ему было присвоено железнодорожное звание в то  время) Кубасов  с обязанностями диспетчера справился,  раз в 1945-м он назначается заместителем  начальника, а  в 1946-м - начальником  станции Тюмень.

Теперь, прочитав написанное, сам себя спрашиваю: а при чём здесь футбол, хоккей, если была война  и тяжёлая работа?  А  вот в том  то   и   дело,  что  всё написанное  о трудах  Николая Кубасова,  является всего лишь фоном к его футбольно-хоккейной сущности – позволю себе такие слова. Думаю,  что  не без оснований;  тому свидетельство  –  заявочные списки «Локомотива», рассказы  моей  прекрасной собеседницы  –  свидетельницы настоящих спортивных подвигов послевоенной  команды  ДСО «Локомотив»,  уже  описанных мной в «Тюменском  курьере», Зинаиды Ильиничны Ширко, вдовы  вратаря команды  Бориса Ширко  -  да  да, этот  человек  каким-то образом,  конечно  же  и  во время  Великой   Отечественной  тоже   ( ведь известно,  что футбол и хоккей в городе был  и  развивался все эти тяжкие годы!),  умудрялся  находить  время на эти прекрасные увлечения!   Конечно,  все были молоды, сильны  и  рвались  соревноваться – всё это  понятно.    Причём,  начальник станции  Кубасов не  всегда  имел  возможность   принять участие в играх – это тоже факт. Но то,   что вместе с командой этот командир  производства  часто бывал в гостях  в доме Ширко  –  тоже  факт,  причём  замечательный и неповторимый! Представьте себе на секунду такое… сейчас?!  Начальник  станции  Тюмень, играющий  в  футбол  и  хоккей с вышеперечисленными  тружениками, после матча являющийся в гости вместе со всеми к бригадиру слесарей  Ширко  отпраздновать, к примеру, победу в игре на первенство города  или  Области…?! Утопия, «прикол»?! Но так было!

         

С тех замечательных и очень далёких времён сохранился один фотоснимок 1949 года,  где начальник станции Кубасов Н.И.  стоит в составе хоккейного «Локомотива»  -  на фото футбольной команды 1946 года его нет по простой причине – не смог участвовать в той игре.    Думаю, что есть смысл перечислить всех хоккеистов того состава справа налево: Н.Кубасов (было или не было «прозвище» - не известно; может быть из уважения, и не «приклеилось»),  Д.Нолин, Г.Грюнвальд («Гоша» - главный «заводила» и руководитель ДСО, о котором рассказ уже был), Е. Логинов («Жека» - рассказ о нём в «Курьере» уже напечатан),   Н.Первухин (лицо  этого профсоюзного работника плохо видно),  А.Ковалёв,  Д.Турлаков (о знаменитом  с довоенных времён «Митюсе» - командире  воздушного  судна  ЛИ-2  в  то время,  уже рассказано читателю), Г.Колмогоров («Гриба» - в то время профсоюзный работник на железной дороге),  А. Бронников,  В. Игнатьев  («Американец» в то время был  школьным учителем),  Б.  Ширко ( о  Боре «Курьер»  тоже  уже повествовал).

Нашёл время начальник станции сыграть ту игру: через год он станет заместителем начальника  Тюменского отделения,  а  в  54-м – талантливого управленца выдвинут в управление Свердловской железной дороги на должность заместителя начальника службы движения. С того момента он покинет  ставший ему родным город,  с  его друзьями и партнёрами по команде, болельщиками и стадионом «Локомотив». Теперь в наших архивах уже ничего не найти про этого человека и  спортсмена. Только продолжив поиски  дальнейших спортивных путей  Николая Кубасова в Свердловске,  а  затем  в  Москве, где он учился в Академии железнодорожного транспорта полтора года, в Улан-Баторе, где он помогал монгольским друзьям  в становлении  своего железнодорожного хозяйства  до  1960 года,  и  можно узнать об окончании его любительской футбольно-хоккейной карьеры. Уверен, что это возможно и необходимо; можно только сожалеть,  что сам Николай Иванович, как и все его партнёры и тогдашние друзья, никогда не считал своё увлечение чем-то серьёзным или значимым. Не его вина, конечно,  что в те годы вообще никто не понимал,  что их игра  и  борьба – это и есть живая история Тюменского футбола и русского хоккея.

Николай Иванович Кубасов за труды на благо Победы получил медаль «За доблестный труд в  Великой Отечественной войне»;   на конец  1945 года (по архивным данным) имел восемнадцать поощрений.  Могу предположить,  что у него в мирное время наград значительно прибавилось, в том числе и зарубежных.  После возвращения в Свердловск из МНР ему поручались ряд ответственных постов –  до выхода на пенсию  он трудился главным инженером грузовой службы более 17 лет, отдав много сил  совершенствованию  и  развитию ключевой на  дороге отрасли. Стал “Почётным железнодорожником”. Не усидев дома после шестидесяти,  стал уполномоченным по чёрным металлам и  занимался этим важным делом ещё более 20 лет!

Этот человек с очень энергичным характером не мог жить без любимых видов спорта; можно только сожалеть о том, что пока не удалось найти в Свердловске ни его,  ни его родных. Так бывает: но надежды на продолжение этой истории человека и  Тюменского спортсмена я не теряю…

                                                             

                                                                                                            Автор: С.В.Лелеко

Последнее исправление: elgen, 11 октября 2010 г., 20:34.