Field 'nick' doesn't have a default value

ГЕОРГИЙ ГРЮНВАЛЬД КАК СИМВОЛ “ЛОКОМОТИВА”. | Журнал «Спорт-регион»
Альбина Ахатова: «Я продолжаю жить биатлоном»

В предыдущем номере журнала самая титулованная российская биатлонистка Альбина Ахатова рассказала,...

В Увате стартовал сезон большого биатлона

Первый в нашей области биатлонный центр, которому после появления «Жемчужины Сибири» некоторые горячие...

Имя пользователя:
Пароль:
 Запомнить
Регистрация

Обратная связь

ГЕОРГИЙ ГРЮНВАЛЬД КАК СИМВОЛ “ЛОКОМОТИВА”.

Автор Сообщение

svle

Новичок
сообщений: 19
Профиль
#1, 24 августа 2010 г., 13:10 Ответить

Приступая к первому рассказу о тюменских футболистах-фронтовиках   сороковых – пятидесятых годов, не могу унять душевного трепета: это были настоящие герои,  защитники Родины, великие труженики и,  одновременно великие спортсмены-любители. Футболом, в который они играли, наслаждались многие тысячи тюменцев, а сотни пацанов около них стали футболистами, спортсменами и просто – хорошими людьми…

Итак, Георгий Константинович Грюнвальд  (1922 – 1979 г.г.) - сын  латышского стрелка, присланного в годы революции в Тюмень на  помощь местным большевикам  устанавливать советскую власть. Судьба его была незавидной,  поскольку далеко не все местные жители, как это теперь хорошо известно, были за эту самую власть – сопротивлялись. В одной из перестрелок в 1926 году, как свидетельствует внучка большевика  Ольга, никогда деда не видевшая,  он был убит. Сын стрелка, названный как великий маршал будущей   Победы, в довоенные годы увлекался спортом, был Ворошиловским стрелком и, как и многие другие пацаны, имел главные страсти  -  футбол и хоккей.

          Они были популярнейшими видами спорта и тогда. Видный,   физически крепкий и тренированный парень Гоша, уже тогда кое-что   понимал в любимых играх, а поскольку  жили Грюнвальды около станции, то и путь в спорт парню был ясный – через «Локомотив».  Кстати, и свой трудовой путь Георгий начал именно на железной дороге:  «Принят слесарем по ремонту паровозов в Тюменское депо»,   причём в 37-м он успевает пройти обучение и получить удостоверение  помощника машиниста паровоза! В 1939-м в составе футбольной  команды «Локомотив» семнадцатилетний Георгий выигрывает свою  первую награду - Приз газеты «Тюменская правда».

К слову, никаких сведений о манере игры,  технике и результатах   молодого полузащитника с тех времён мне найти пока не удалось  даже  в  архиве семьи – что и не удивительно. Десятки прошедших  лет  привели к полному  забвению целого периода развития тогдашнего  тюменского спорта. Но – не всё потеряно, не всё!

На войну Георгия призвали не сразу: на железной дороге трудовой народ был тоже очень нужен. Но, всё-таки, в октябре 194 года он становится солдатом Красной армии, и в составе 14 воздушно-десантной бригады участвует в кровопролитных оборонительных боях на Юго-Западном фронте. В феврале 1942 года наш герой получает тяжёлое  ранение руки и попадает в госпиталь на  целый… год! Держу в руке  хиленький, тоненький листочек – справку эвакогоспиталя от 16 марта 1943 года, где говорится о   том,   что    «красноармеец  Грюнвальд  Георгий Константинович  получил тяжёлое ранение руки в боях с германскими фашистами и … имеет право носить соответствующий знак отличия». Так тогда благодарили наших воинов на ратные труды на поле боя!  До самого конца Великой Отечественной  Гвардии ефрейтор Г. Грюнвальд , после излечения, провоевал в 91-й отдельной стрелковой роте, не получив больше ни царапины, и был демобилизован только  в  октябре 1945 года.

За время службы Георгий Константинович награждался за свои подвиги не один раз: на груди его красовались орден «Красная звезда»,  медали  «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над  Германией». За проявленный героизм и отвагу в боях  за освобождение  Украины, Польши и Германии от фашистов ему вручены 7 письменных благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина…

Но ведь что интересно, но даже – не  удивительно! Встречается в таких  вот архивах настоящих футболистов-фронтовиков уже не в первый раз ( первый подобный случай –  у Н.И.Белоусова!) – сведения об… игре в футбол во время и сразу после войны! И тут – пожалуйста: в архиве Г.К. Грюнвальда фотография, и не одна, футбольной команды его воинской части на фоне явно немецких домов! Разумеется, в составе и сам Георгий. Впрочем, чему удивляться – это же «Его величество футбол»!

В конце 1945 года – происходит  долгожданное  возвращение  домой;    и  сразу  - к родному  «Локомотиву». Он  включился в кипящую   футбольную жизнь города без промедления, и ему тут же поручают  работу инструктора в ДСО «Локомотив». Он воссоздаёт и руководит в  качестве играющего тренера команду железнодорожников, в которую вливаются все его старые, соскучившиеся по футболу и хоккею, друзья и соратники. В 1946 году он организует участие футбольной команды в соревнованиях Уральской зоны Первенства РСФСР среди коллективов физкультуры, которые предшествовали соревнованиям в классе «Б» на Первенство СССР.  Преодоление массы трудностей и сложностей таких соревнований, в общих чертах,  уже описано в статье «Локомотив послевоенный» - положительного результата, несмотря на поддержку руководства отделения дороги, достичь не удалось: но опыт был приобретён бесценный… В конце того же года Георгий Грюнвальд по    каким-то причинам вернулся было к топке паровоза, но уже - теперь    руководителем всего тюменского «Локомотива». Тут он трудится не   только по футбольной части, но и развивает массовые виды спорта на тюменском отделении вплоть до 1950 года. Именно здесь он проявил   все свои качества и футболиста, и тренера  - организатора – при нём «Локомотив» «гремел» на всю округу и железную дорогу! В это же время наш герой  Великой войны и футбола встречает  ту  самую единственную Надежду, которая становится его музой,  и матерью его детей. Девчонки – надо признать, унаследовали отцовский спортивный дух сполна: старшая  Галина  усердно занималась в детстве фигурным катанием (был такой вид спорта, оказывается,  у нас  уже в пятидесятых годах!), а в волейболе достигла высокого звания кандидата в мастера спорта. Младшая Ольга занималась лёгкой атлетикой, конькобежным спортом (тренер – Б.А. Мишатин), пулевой стрельбой…

   Жаль, что пока не удаётся найти какие-то конкретные результаты игры полузащитника Георгия Грюнвальда: но, по словам немногочисленных   свидетелей его игры, это был тяготеющий к нападению разыгрывающий,  способный  усилить атаку  своей команды своим подключением, дальним ударом. В общем, талантище послевоенного «Локомотива» был «Гоша».  Можно предположить, что по материальным соображениям в 50-м году Г.Грюнвальд возвращается к топке паровоза, и  до 1959-го года водит поезда в качестве помощника и машиниста. Затем, идя в ногу с техническим перевооружением железной дороги,      он заканчивает курсы машинистов тепловозов и блестяще постигает новую технику. Так, не бросая своего основного призвания – вождения  грузовых и пассажирских поездов, он не расстаётся всю свою жизнь  и  с любимой игрой: в конце сороковых годов начинает тренерскую еятельность в «Локомотиве» на общественных началах. Через руки этого мастера и незаурядного футбольного педагога прошли многие десятки тюменских пацанов, некоторые из которых  (например, Юрий  Агиенко) по своим спортивным результатам и подготовке оказались со временем нужными командам мастеров уровня будущего класса «Б», некоторые отличились в других видах спорта. Но о них – немного позже…

Раз уж начал про трудовую деятельность героя, то стоит, хотя бы кратко сказать, что Георгий Константинович, воспитанный как спортсмен и  борец за победу, всегда старался достигать максимальных результатов во всех делах, за которые в жизни брался. О нём писали газеты, хвалили начальники. Ценили друзья и коллеги. В его трудовой книжке, любезно предоставленной мне для ознакомления дочерью Ольгой Георгиевной, пятьдесят восемь поощрений: есть, как говорится, «проходные», - «к датам», но их-то как раз не много. Зато большая часть –  за безаварийную работу, за инициативу при тушении пожаров (десяток пожаров потушил Георгий Константинович!), за бдительность в пути следования, за экономию топлива… Сколько же труда, энергии и инициативы, а иногда и мужества, за этими простенькими строчками в трудовой книжке нашего героя! За это - благодарности, премии и Министерские премии. Всё – как на фронте было у Георгия Константиновича Грюнвальда!

Тринадцать лет – до 1973 года, трудился этот выдающийся спортсмен – железнодорожник на тепловозах, а  футболу он отдал  ещё больше.     Его души хватало на все главные дела его жизни: локомотивы с поездами, футбол с его воспитанниками и семью – оплот его душевного спокойствия.

Но даже у такого физически мощного человека организм не «железный» - никто не считал, сколько сотен тонн угля он перекидал в топку паровоза за десятилетия, и как это отразилось на его здоровье  после тяжёлого фронтового ранения… Отразилось. Он устал, заболел… Человек – не вечен, но память о такой знаковой фигуре тюменского футбола, конечно же, должна жить!

                                                                                                 Автор: С.В.Лелеко

Последнее исправление: elgen, 11 октября 2010 г., 20:35.